вторник, 24 марта 2015 г.

Общение педагогов и родителей с подростками

Готовлюсь к семинару "Бесконфликтное общение", прочитала море литературы и интернет-публикаций. Нашла рекомендации по взаимодействию с подростками. Разработаны они были для воспитателей детского дома, но актуальными будут и для педагогов школы, и для родителей. Может быть кому-то пригодятся, например, для родительского собрания или для оформления стенда.
 
Рекомендации педагогам для организации эффективного, бесконфликтного, конструктивного взаимодействия с подростками.

Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?

Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причём, предметом разговора часто выступает их собственное "Я": как я отношусь к тому или иному человеку, какой я – сильный или слабый? Разговаривайте чаще с подростками. Предметом разговора могут стать темы интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни! Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективным психотерапевтическим средством для воспитанника. Уже через месяц – два вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее. И, как следствие, будет реже нарушать дисциплину, начнёт учиться лучше.

Остановите монолог, организуйте диалог.

Как организовать диалог? Чтобы между воспитателем и подростком возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

·                                 - Если вы задаёте вопрос, подождите, пока ваш подросток не ответит на него.

·                                 - Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением ребят.

·                                 - Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов подростка.

·                                 - Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать всё "коммуникативное пространство".

·                                 - Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твоё мнение. Почему ты молчишь?", "Ты согласен со мной? Почему? Докажи, что я не права"

·                                 проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;

·                                 не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

·                                 не обвиняйте – не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;

·                                 не придумывайте – не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

·                                 не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;

·                                 не характеризуйте – не описывайте личность ребёнка, тем более говоря "ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

·                                 не обобщайте – избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.

Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов "Как я тебя поняла…", "По-твоему мнению…", "Ты считаешь…", "Ты, наверное, расстроен тем, что…".

Попытайтесь вместе с ним определить, что следует делать. Лучше, если это будут "пошаговые" действия (во-первых, во-вторых и т.д.)

Утолите "тактильный голод" ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.

Добавимся в Детскую галерею.


 

8 комментариев:

  1. Людмила, спасибо за материал!
    Из моего опыта: я часто говорила сыну в подростковом возрасте когда он грубости говорил: Кирилл, я тебе желаю одного: пусть твои дети с тобой никогда так не говорят. Юмор - основа многого в отношениях с подростками. И да- разговоры не только про учебу. Родителей так часто оценки волнуют, что все остальное вообще не видят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, для меня сейчас эти рекомендации тоже актуальны. Дочке 13 лет - самый пик подросткового возраста. Все "прелести" ощущаем на себе, бывает и грубости приходится выслушивать. Воспользуюсь Вашим опытом. Спасибо.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила! Вполне соглашусь с Аленой. Юмор - дело крайней важности в общении с подростками.
    Да. Они становятся злее, агрессивнее в большинстве своем. И очень многое зависит от воспитания. Конечно, сказывается недостаток общения. Понравилось про "тактильный голод". А то как считается? Вырос ребенок - и вроде как не нуждается в ласке...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Полностью с Вами согласна. Про "тактильный голод" всегда рассказываю родителям. Ласка нужна детям в любом возрасте. Как-то готовила собрание о подростковой сексуальности и наткнулась на информацию: "Если подростки, особенно девочки, не получают в семье тактильного контакта, их не обнимают, не ласкают, не тискают, не целуют, то они утоляют эту потребность вне семьи. Поэтому так часты ранние сексуальные связи и как следствие, подростковая беременность."
      Не знаю, есть ли у Вас такие недолюбленные (скорее недоласканные) дети, обычно в начальной школе да и в 5-6 классе всегда есть группка детей, которые стремятся если не обнять учителя, то хотя бы прижаться, рядом постоять или за руку подержать.

      Удалить
    2. Я, Людмила Владимировна, вечный "виноград". Постоянно детьми облеплена. Но, конечно же, есть детки, которые льнут постоянно. Человек 5 наберется. Каждую перемену обнимают. Липучки...
      Людмила Владимировна, а можно небольшой совет? просто в свое время столкнулась с этой проблемой. Когда только начала вести блог, текст сообщения писала в отдельном документе, а потом копировала и вставляла в свое сообщение в блоге. Вот получались такие некрасивые белые вставки-полосы. А потом поняла. Перед вставкой появляется окошечко, где много чего написано, в т.ч. и "ВСТАВИТЬ". Так вот чуть ниже есть "ВСТАВИТЬ КАК ОБЫЧНЫЙ ТЕКСТ". Вот на него и нажимать нужно. Тогда вот таких белых полос в сообщении не будет. Помню, потом все сообщение вырезала и по новой через "вставить как обычный текст" вставляла.
      Успехов Вам!

      Удалить
    3. Надежда Александровна, спасибо за совет. Попробую исправить. Блогер я начинающий, поэтому многого еще не знаю.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!