пятница, 27 февраля 2015 г.

Приёмы привлечения внимания детей

Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:
а) Знак «Внимание!» - учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре ;

б) «Радуга внимания» - этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.

в) «Охотники племени Юмба» - учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя : « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки.

г) «Кто меня слышит…»  Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые  настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.

д) «Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

е) «Пожалуйста» :учитель показывает различные движения, если при этом произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если слово не прозвучало, повторять движение нельзя.

ж) «Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.
 
 
з) "Сосчитай сердечки": это упражнение для подготовки учащихся к продуктивному восприятию учебного материала.  Покажите ребятам в начале урока эту распечатанную на стандартном листе бумаги (либо вынесите на интерактивную доску) эту удивительную картинку и предложите сосчитать как можно быстрее (за 1-2 минуты) эти красивые сердечки.
 
Хорошо бы еще найти скрытый треугольничек!
Уберите картинку (чтобы ее совсем не было видно) и после небольшой паузы задайте ребятам вопрос, содержащий проблему, по теме учебного материала.
 
                                                     Удачи!

 

12 комментариев:

  1. Людмила, благодарю за подборку приемов, очень приглянулись сердечки! Беру в копилку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сердечки мне тоже нравятся, и дети от них в восторге. Можно их использовать не только в начале урока, а включать в занятия по развитию внимания.

      Удалить
  2. И мне сердечки понравились! и индейцы, радуга...Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работая с детьми, постоянно приходится искать что-то новое, интересное. Поэтому и решила поделиться тем, что есть у меня в копилочке. Иногда очень трудно бывает привлечь внимание детей, настроить их на занятие или урок, и тут на помощь приходят эти приемы. Буду рада, если Вам они пригодятся в работе.

      Удалить
  3. Очень хорошая подборка, Людмила! У нас воспитатели часто хлопают в ладоши, да, и вообще, как мне кажется, это самый распространённый приём. Но выглядит он всегда не очень педагогично, а вот если бы предложенную Вами вариацию "Кто меня слышит..."... :) А другие вариации, особенно с картинками, вообще вне зоны обсуждения - только применять!!! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, "Кто меня слышит..." всегда работает. Использовала в разных классах - результат есть.

      Удалить
  4. Мне тоже многое пригодится!!! Спасибо,Людмила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, в школе приемы работают. Не могу сказать про малышей, так как нет опыта работы с ними. Но уверена, что Вы подберете те приемы, которые подойдут Вашим деткам.

      Удалить
  5. Людмила, здравствуйте. С удовольствием познакомилась с Вашим блогом. Здесь так интересно, уютно... Зачиталась. С удовольствием присоединяюсь к Вашим постоянным читателям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за теплые слова. Мне очень приятно. Рада видеть Вас среди постоянных читателей.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила!
    Мне очень понравился приём с сердечками. Хочу попробовать на уроке. Есть у меня сложный класс...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, попробуйте. А вдруг поможет, заинтересует, настроит на урок?

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!