воскресенье, 15 июля 2018 г.

Игры на развитие пространственных представлений

Одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственных представлений. Конечно, когда ребенок приходит в школу, он уже имеет некоторое представление о пространстве. Как правило, первоклассники умеют ориентироваться в пространстве собственного тела, различают правую и левую руки, но иногда немало трудностей вызывает работа в тетради или учебнике. Среди учеников первых классов бывают дети, которые не справляются с учебными заданиями из-за того, что не умеют ориентироваться в пространстве листа. Как ребенок может начать писать, отступив 2 клетки слева и 2 сверху, если он не знает, где у листа верх, а где низ, где у него правая сторона, а где левая? А сколько слез вызывают графические диктанты, когда картинка не получается из-за того, что повернул линию не туда, куда нужно!
Каждый год при исследовании пространственных представлений выявляются дети, имеющие трудности с различением правой и левой сторон у себя и у собеседника, пониманием предлогов и слов, обозначающих пространственные взаимоотношения. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать пространственные представления, чтобы предотвратить возможные трудности в обучении. Особенно актуально это для детей с особенностями в развитии. 
Есть немало игр и упражнений, способствующих развитию пространственных представлений. Сегодня я хочу поделиться играми, развивающими умение ориентироваться на плоскости. 

1. Геометрический диктант

В этой игре взрослый дает инструкцию, а ребенок выполняет задание в быстром темпе. Можно рисовать фигуры в тетради (мы обычно рисуем коврик для мамы, бабушки и т. д.) или выкладывать на столе. В конце игры сравниваем получившийся узор с образцом.


Уровень сложности подобных диктантов зависит от подготовки ребенка. 


2. Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». 

Перед выполнением упражнения нужно приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. 
Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.
-Слева от круга нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
-Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
-Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
-Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
-Выше большого квадрата нарисуй овал.
-Под треугольником нарисуй круг.
-Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.
-Справа от большого круга нарисуй флажок.
-Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
-Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.
Должен получиться примерно такой рисунок.


Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.
-Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
-Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
-Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
-Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
-Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
-Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
-Фигуру над жёлтым кругом оставь не закрашенной.
-Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
-Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
-Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
-Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.
Вот что должно в результате получиться.

С первого раза такой рисунок может и не получиться, поэтому количество заданий можно сократить. И уже исходя из собственного опыта могу сказать, что первоначальный круг лучше располагать не в середине листа, а сместить его к левому краю, иначе все фигуры могут не поместиться. 

Еще один вариант задания: на листе нужно нарисовать то, что я сейчас скажу. А где рисовать, ты узнаешь, если будешь внимательно меня слушать.

- Наступила весна. Ярко светит солнышко. Нарисуй солнышко в верхнем левом углу.
- Появились первые цветы. Нарисуй цветы в левом нижнем углу.
- Нас это радует. Нарисуй в верхнем правом углу улыбку. 
- Прилетели птицы. Нарисуй в середине листа птичку.
- Зеленеет травка. Нарисуй ее по нижнему краю.
 - Плывут по небу облака. Нарисуй облака по верхнему краю листа.
- Какой угол остался свободным? Подпиши там свой рисунок. 
Проверь себя. Посмотри, как должно было получиться.



3. Игра "Расставь правильно"

Для этой игры нужны предметные картинки или геометрические фигуры. Задача ребенка - разложить картинки в соответствии с инструкциями. 
В правом нижнем углу положи картинку с собакой;
в левом верхнем углу положи картинку с коровой;
под ней положи картинку с мячиком;
в середине положи картинку с яблоком;
справа от яблока положи картинку с мишкой и т. д.


После того как ребенок разложил все картинки, можно с ним побеседовать:
- Что находится в правом верхнем углу?
- Где находится сарафан?
- Что находится между машинкой и собакой?
- Что находится слева от яблока? и т. д.

4. Игра "Послушай и раскрась"

Для этой игры нужны 2 набора карточек с изображениями геометрических фигур. В наборе педагога или родителя фигуры уже раскрашены, а ребенку только предстоит это сделать. Либо они будут раскрашивать одновременно, но так, чтобы не было возможности подсмотреть друг у друга. Когда правила игры будут понятны, давать друг другу задания могут и сами дети.
Перед началом игра мы с ребятами обычно вспоминаем, где на листе находится верхний правый угол, верхний левый, правый нижний, левый нижний. 

Задания:
- раскрась красным цветом фигуру в левом нижнем углу;
- фигуру над ней раскрась в синий цвет;
- фигуру справа от красного круга раскрась фиолетовым цветом;
- фигуру в центре раскрась красным цветом и т. д.

После того как все фигуры будут раскрашены, карточка сравнивается с образцом . Если были допущены ошибки, желательно, чтобы ребенок сам их нашел и назвал, что раскрасил неверно.


5. Лото с геометрическими фигурами

Для игры потребуется 2 набора одинаковых карточек с геометрическими фигурами. На каждой карточке отмечен верхний левый угол.
Сейчас мы с тобой поиграем в лото. Правила очень простые. Я буду по очереди описывать карточки из своего набора, а ты будешь по описанию искать у себя аналогичную карточку. Как только карточки совпадут, они откладываются в сторону.
При групповом варианте выигрывает  тот, у кого быстрее закончатся карточки.


Пример: на моей карточке вверху справа - кружок, внизу справа - квадрат, вверху слева - прямоугольник, внизу слева - кружок, посередине - треугольник.

Так как мои подопечные не могут запомнить все описание, то я давала его частями. Ребята искали подходящие карточки (их может быть несколько), выкладывали их перед собой, слушали дальнейшее описание и убирали те карточки, которые ему не соответствовали. 
Сначала карточку описывает педагог, а потом это могут делать и сами дети.

Кроме умения ориентироваться в пространстве геометрическое лото развивает умение сопоставлять соответствующие фигуры,а также мышление, внимание, речь.

6. Игра "Помоги пчелке собрать урожай"

В основе этой игры лежит всем известная игра на внимание "Муха". Поскольку основная задача здесь развитие пространственных представлений, то при выполнении задания можно использовать игрушку-пчелку, которую ребенок и будет перемещать по буквенному полю.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, перелетая с цветка на цветок. Наша пчелка тоже трудолюбивая, но летает она она по буквенному полю. Вместо нектара пчела собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, то у нее получится слово. 
Если ты будешь внимательно следить за тем, что я говорю, и записывать буквы, на которых пчелка делает остановку, то в конце путешествия сможешь прочитать слово.


Пчелка начинает свое движение с клетки под названием "Старт". Полетит она туда, куда вы скажете, например: 3 клетки вправо; 1 клетка вниз; 3 клетки влево, 3 вниз и т. д.
Эта игра хороша тем, что можно спрятать на поле любые слова, соответствующие теме вашего занятия. У меня нужно было отгадать фамилию первого космонавта.

7. Игра "Построй лесную школу"

Как-то на одном из занятий мы строили лесную школу.
- Посмотри на картинку. Что это? (домик)
Этот домик не простой. Он сказочный. В нем будут учиться лесные звери. Сейчас я расскажу тебе сказку. Слушай внимательно и рисуй на своем листе простым карандашом домик в том месте, о котором говорится в сказке.


В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. 
Медведь предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы школа была в верхнем левом углу, рядом с ее норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. в разговор вмешалась мышка. Она сказала: "Школу нужно построить в центре." Прислушались звери к совету мышки и решили строить школу на лесной полянке, посередине. Так всем удобно.

А нам было удобно не рисовать домик, а перемещать по листу картинку с изображением домика.

Игры отправляются в Детскую галерею.


12 комментариев:

  1. Целый комплекс таких простых и полезных упражнений! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, да, все просто, можно использовать то, что есть под рукой. Каких-то специальных знаний, подготовки эти игры не требуют. Любой родитель может поиграть со своим ребенком. Буду рада, если и Вам пригодятся предложенные игры.

      Удалить
  2. Очень интересно . Все забираю в копилку. Благодарю ❤️❤️

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!