Отпуск закончился, начались рабочие будни и я готовлюсь к новому учебному году. На книжных полках порядок уже навела и взялась за многочисленные папки и коробочки с рабочими материалами. Перекладывала разные бумажки с места на место и нашла карточки, которые использовала несколько лет назад на занятиях по развитию внимания.
Недавно Людмила Владимировна Жаркова рассказывала о таблицах Шульте. Мне бы хотелось продолжить эту тему и рассказать еще об одном варианте таких таблиц. Это упражнение, как и многие другие, я взяла в книге, которая уже лет 10 остается моим верным другом.
Очень рекомендую эту книгу, если вы занимаетесь развитием памяти и внимания у детей.
Итак, упражнение называется "Клетчатая таблица". В его основе - красно-черная таблица Шульте.
Итак, упражнение называется "Клетчатая таблица". В его основе - красно-черная таблица Шульте.
Например, такая
Цель: развитие способности к переключению внимания, зрительное восприятие.
Порядок работы с таблицами остается неизменным.
1. Предлагаем ребенку рассмотреть таблицу, найти и показать по порядку все числа черного цвета от 1 до 12.
2. Снова предлагаем рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке - от 13 до 1.
3. Это самое сложное: поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке (от 1 до 12) и числа красного цвета в обратном порядке (от 13 до 1).
Когда ребенок научился работать с подобными таблицами, можно увеличить число цифр: сначала до 18 (того и другого цвета), а затем и до 24 (каждого цвета).
Как вариант можно использовать не числа, а буквы. Искать буквы в таблице нужно также, как и числа. Черные буквы нужно называть и показывать в алфавитном порядке, а красные - в обратном. Это задание значительно сложнее предыдущего, поэтому использовать его можно только после того, как ребенок научился справляться с числовыми вариантами. и число ячеек в таблице должно быть меньше (9 - 16 и количество черных и красных букв не более 8).
Когда ребенок достигнет мастерства в упражнениях с числовыми и буквенными таблицами, можно предложить ему усложненный вариант задания.
Он сочетает в себе и числовой, и буквенный варианты, но все же имеет отличия. На таблицах записаны попарно числа и буквы, которые соответствуют этим числам. Ребенок находит на предлагаемой таблице черные и красные числа попеременно и записывает только буквы, соответствующие этим числам (которые состоят с ними в паре). Причем черные числа нужно находить в возрастающем порядке, а красные - в убывающем.
Первые таблички, которые вы предлагаете ребенку, должны содержать не более 13 пар черных чисел-букв и не более 12 пар красных чисел-букв.
Как же работать с таким вариантом таблицы? Сначала помогаем ребенку: Нашли черную цифру 1, пишем букву Ч. Нашли красное число 12, пишем букву Ё и т. д.
Если задание выполнено верно, то из записанных букв можно прочитать скороговорку ("Черные бараны били в барабаны").
Такие таблички можно составить самим, меняя расположение чисел и буквы алфавита. Можно вписать просто набор букв, но гораздо интереснее, если получится загадка, скороговорка, пословица и т. д.
Пожалуй, самое сложное здесь - подобрать тексты, которые можно внести в таблицы. В книге были предложены следующие варианты:
Красные лапки щиплют за пятки.
Он бежит с горушки, прижав ушки.
Мягкие лапки, в лапках царапки.
Летом гуляет, а зимой отдыхает.
Девочка Люба ходит возле дуба.
Муха-горюха села лисице на ухо.
Постепенно число пар в таблице может быть увеличено до 25 черных пар чисел-букв и 24 красных чисел-букв.
Думаю, все желающие уже потренировались на онлайн-тренажере с таблицами Шульте, поэтому самое время выйти на новый уровень и попробовать свои силы на клетчатых таблицах)))
Порядок работы с таблицами остается неизменным.
1. Предлагаем ребенку рассмотреть таблицу, найти и показать по порядку все числа черного цвета от 1 до 12.
2. Снова предлагаем рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке - от 13 до 1.
3. Это самое сложное: поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке (от 1 до 12) и числа красного цвета в обратном порядке (от 13 до 1).
Когда ребенок научился работать с подобными таблицами, можно увеличить число цифр: сначала до 18 (того и другого цвета), а затем и до 24 (каждого цвета).
Как вариант можно использовать не числа, а буквы. Искать буквы в таблице нужно также, как и числа. Черные буквы нужно называть и показывать в алфавитном порядке, а красные - в обратном. Это задание значительно сложнее предыдущего, поэтому использовать его можно только после того, как ребенок научился справляться с числовыми вариантами. и число ячеек в таблице должно быть меньше (9 - 16 и количество черных и красных букв не более 8).
Когда ребенок достигнет мастерства в упражнениях с числовыми и буквенными таблицами, можно предложить ему усложненный вариант задания.
Он сочетает в себе и числовой, и буквенный варианты, но все же имеет отличия. На таблицах записаны попарно числа и буквы, которые соответствуют этим числам. Ребенок находит на предлагаемой таблице черные и красные числа попеременно и записывает только буквы, соответствующие этим числам (которые состоят с ними в паре). Причем черные числа нужно находить в возрастающем порядке, а красные - в убывающем.
Первые таблички, которые вы предлагаете ребенку, должны содержать не более 13 пар черных чисел-букв и не более 12 пар красных чисел-букв.
Как же работать с таким вариантом таблицы? Сначала помогаем ребенку: Нашли черную цифру 1, пишем букву Ч. Нашли красное число 12, пишем букву Ё и т. д.
Если задание выполнено верно, то из записанных букв можно прочитать скороговорку ("Черные бараны били в барабаны").
Такие таблички можно составить самим, меняя расположение чисел и буквы алфавита. Можно вписать просто набор букв, но гораздо интереснее, если получится загадка, скороговорка, пословица и т. д.
Пожалуй, самое сложное здесь - подобрать тексты, которые можно внести в таблицы. В книге были предложены следующие варианты:
Красные лапки щиплют за пятки.
Он бежит с горушки, прижав ушки.
Мягкие лапки, в лапках царапки.
Летом гуляет, а зимой отдыхает.
Девочка Люба ходит возле дуба.
Муха-горюха села лисице на ухо.
Постепенно число пар в таблице может быть увеличено до 25 черных пар чисел-букв и 24 красных чисел-букв.
Думаю, все желающие уже потренировались на онлайн-тренажере с таблицами Шульте, поэтому самое время выйти на новый уровень и попробовать свои силы на клетчатых таблицах)))
Спасибо, интересные идеи с сочетанием числовых и буквенных, а также цветовых сочетаний
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, эти таблицы можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Они как раз тренируют способность к переключению внимания, которая нужна при работе с тестами. Так что можно смело предложить их выпускникам.
УдалитьОчень интересный материал, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, может быть, и ваши детки осилят такой вариант. Но здесь предпочтительнее индивидуальная работа с ребенком. Да, и рекомендованный возраст - 7-10 лет. Хотя интересно и более старшим детям.
УдалитьСпасибо, Людмила Владимировна! Очень интересно и актуально, надо позаниматься с сыном-первоклашкой))
ОтветитьУдалитьЕлена, пусть занятия будут интересными и помогут первоклашке стать более внимательным учеником. Счастливой и радостной вам школьной жизни!
Удалить