Отзвучали торжественные речи, сказаны напутственные слова, подарены подарки по случаю начала учебного года. Начались школьные будни. И, как всегда, больше всех волнуются родители первоклассников. А поводов для волнений и тревог у них предостаточно. Как ребенок адаптируется в школе? Найдет ли он друзей? А вдруг ребята будут его обижать или он сам окажется обидчиком? Как сложатся отношения с учительницей? Найдут ли они общий язык? Справится ли он со школьной программой? Сможет ли высидеть урок или будет крутиться и вертеться, нарушать дисциплину? Какие кружки выбрать и сколько? Вопросы, вопросы, вопросы...
Думаю, всем родителям хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а еще занимался спортом, умел играть на музыкальных инструментах, рисовал, говорил на иностранных языках, танцевал и много еще чего умел. Вот и стремятся записать сына или дочь во всевозможные кружки и секции. Порой весь день ребенка расписан по минутам. С одной стороны, это неплохо, но с другой, прежде чем отдавать свою кровиночку во все на свете кружки, нужно обратить внимание на состояние здоровья и удаленность кружков-секций друг от друга. В идеале лучше не отдавать ребенка в один год в первый класс и в музыкальную, художественную школу или серьезную спортивную секцию. Если у него 4-5 раз в неделю будут большие физические нагрузки или "сидячих" занятий больше, чем 2 часа в неделю, то мы рискуем очень быстро исчерпать возможности организма ребенка. Ему и так тяжело приходится: новый коллектив, новые правила, огромная масса новой информации. Больше всего он нуждается сейчас в полноценном отдыхе после школы и в посильной беготне на улице.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, это домашние задания. Все знают, что в 1 классе их быть не должно. Но по факту они есть, причем по желанию родителей. Если уж мамы или папы захотели, чтобы учитель задавал что-то на дом, то ни в коем случае не усаживайте ребенка заниматься сразу после школы..Это самый быстрый путь к потере интереса к учёбе. Чтобы усвоиться, новая информация должна «полежать на полочке», настояться. Поэтому после уроков надо гулять, играть, слушать сказки и общаться с друзьями и родителями. А не писать бесконечные ряды палочек и крючочков. Нужны настольные игры, игры в слова, устный счёт можно тренировать на конфетах, яблоках, ступеньках, тарелках, ложках-вилках, правописание и чтение — на рекламных вывесках и меню в кафе. Учёба — это интересно и весело, по крайней мере в ваших силах так сделать. А я, как и педагоги, всегда готова оказать посильную помощь и прямо сейчас предлагаю несколько игр, в которые можно поиграть с детьми.
1. Игра "Цепочка слов". Называем по очереди слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например: сова - апельсин - носорог - грач...
2. Развиваем ориентацию в пространстве. "Назови, что находится слева от тебя, справа, выше, ниже и т. д." Научите ребенка играть в "Морской бой", "Крестики-нолики", рисовать по клеточкам графические диктанты, лабиринты.
3. Игра с мячом "Я знаю 5 имен девочек (5 названий городов, фруктов, мебели, транспорта и т. д) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимое при письме, а также обогащает словарь ребенка. А "Вышибалы", "Съедобное-несъедобное" развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию движений, ловкость.
4. Игры "Из чего какое?"(Сок из яблок - яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича - какой? Одеяло из шерсти, книга из бумаги и т. д.), "Чей хвост (голова, ухо, глаза)?" (у медведя - медвежий, у лисы -лисий), "Кто у кого?" (у лисы - лисята, а у волка, у лошади, у коровы, у собаки, у кошки...), "Большой - маленький" (стол - столик, рука -...) развивают речь ребенка, мышление.
5. Развиваем слуховую память, начиная с 3-5 коротких слов. Попросите ребенка запомнить и повторить их, постепенно доведите их количество до 10. Так же поиграйте и с числами.
6. Развиваем ориентацию в собственном теле: "Покажи левую руку, правую ногу, правое колено..." "Дотронься правой рукой до левого уха, прикрой левой рукой правый глаз... и т. д."
7. Развиваем ориентацию во времени: выучите наизусть по порядку времена года, дни недели, месяцы, время суток (утро, день, вечер, ночь). Не только первоклассники, но и более старшие дети часто этого не знают.
8. Игра "Похлопай, как я!" развивает слуховое восприятие, слуховую память. Вы отхлопываете (можно постучать карандашом по столу) любой ритм (сначала простой), потом сложнее. Ребенок слушает и старается его воспроизвести. Можно меняться ролями с ребенком.
В эти игры можно играть не только с первоклассниками, но и с дошколятами, некоторые будут интересны и старшим детям.
И обязательно читайте ребенку книги каждый день, хотя бы перед сном, даже если он сам умеет читать. Объясняйте все непонятные слова, обороты речи. Спрашивайте, что значит: "знать назубок", "наутек", что такое "изгородь", "харчевня". Если чтение книги растянулось на несколько дней, спросите ребенка помнит ли он, о чем читали накануне, кто главные герои книги и т. д.
И последнее: если ребенок пошел в первый класс, это не значит, что отныне у него на уме должны быть лишь уроки. Наоборот, в этот непростой период ему необходимо отвлекаться от новых, непривычных обязанностей и «возвращаться» в круг знакомых и любимых игрушек. Не запрещайте брать с собой в школу какую-нибудь игрушку, но договоритесь, что играть с ней можно только во время перемены.
Адаптация к школе - процесс непростой, все детки привыкают к школьной жизни по-разному. Очень хотелось бы, чтобы у всех первоклашек адаптация прошла как можно легче и учеба приносила только радостные эмоции.
УДАЧИ!!!
Отличная статья! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАлена, вроде бы все известно, но почему-то родители об этом забывают и редко играют со своими детьми, предпочитая посадить их перед телевизором-компьютером, дать в руки планшет или телефон пусть даже и с развивающими играми. А ребенку нужно живое общение с родителями, с ним нужно разговаривать и играть!
УдалитьСпасибо, Людмила Владимировна. Прекрасные игры
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, игры простые, но сколько в них потенциала! "Цепочка слов" у нас даже стала семейной игрой. Мы всегда играли в нее, когда шли за молоком к бабушке, а еще называли слова на одну букву. А "Я знаю 5 имен девочек" пользовалась большой популярностью в моем детстве, только мы играли в нее со скакалкой, а не с мячом. Наверное, многим родителям и педагогам знакомы подобные игры и как было бы здорово, если они поиграли в них с детьми!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна!
ОтветитьУдалитьХорошая подборка игр, хорошо если коллеги их будут использовать в период адаптации.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
УдалитьДумаю, Вам все эти игры знакомы и Вы их используете в детском саду. Хорошо, конечно, если педагоги будут их использовать на занятиях, но мне бы очень хотелось, чтобы и родители тоже подключились, не оставались в стороне...
Интересно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛена, пожалуйста))) Рада, что игры тебе понравились.
Удалить