четверг, 4 августа 2016 г.

Оригами и психология

Оригами - древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги.

Кто из нас хотя бы раз в жизни не складывал бумажный самолетик или хлопушку, а может, вы виртуозно умеете делать прыгающих лягушек или шары-кусудамы? А может быть, вы увлекаетесь модульным оригали и ваш дом украшают настоящие шедевры? А кое-кто наверняка получал на 8 марта букет бумажных тюльпанов. Освоив несложные приемы складывания и призвав на помощь фантазию можно сотворить целый мир. Кто будет жить в этом мире и каким он будет, зависит только от самого создателя и его мастерства. Искусство оригами открыто всем, овладеть им может любой желающий. Даже совсем маленькие дети с помощью родителей и педагогов могут сложить свои первые фигурки. Потенциал, заложенный в оригами, огромный! Не случайно этот вид бумажного творчества широко используется педагогами и психологами. В нашей школе, например, некоторые педагоги обучают детей оригами в рамках внеурочной деятельности. Да и я сама познакомилась с этим искусством будучи школьницей. Потом были более серьезные занятия в педагогическом училище и уже работая в школе на уроках технологии мы с ребятами складывали фигурки из бумаги. Вот и сейчас на психологических занятиях я тоже использую бумажное творчество. Чаще всего оригами (в моей практике) служит для развития творческого потенциала ребенка, его самовыражения, повышения уверенности. Но, какую бы цель не поставил педагог или психолог, в процессе складывания бумаги будет совершенствоваться и развиваться мелкая моторика рук, точные движения пальцев, глазомер, ребенок научится концентрировать внимание, разовьет пространственное мышление, память (нужно же запомнить приемы складывания!), познакомится с геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол и др.), обогатит свой словарный запас.
Время от времени меня даже посещали мысли о написании программы занятий с использованием оригами. Пока до этого дело так и не дошло, но сегодня мне хотелось бы поделиться со всеми желающими некоторыми материалами об использовании оригами в психологической практике.
На сайте Путь к гармонии (кстати, рекомендую сайт всем, кто интересуется арт-терапией) я нашла очень интересную и полезную статью

Как оригами может быть использовано в работе психолога?

1. Концентрация внимания. Оригами может принести большую пользу детям с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), потому что складывание даже самой простой фигурки  требует внимания и концентрации, иначе она не получится. Кроме того, необходимо точно следовать схеме и постоянно оценивать свою работу. Эти навыки являются очень важными для неусидчивых детей, и в дальнейшем помогут им лучше учиться. Я обнаружила, что даже дети, склонные к деструктивному поведению или попросту хулиганы, могут заниматься оригами и увлечься им настолько, что успешно завершают свою фигурку. То есть искусство оригами может запросто успокоить маленького непоседу.

2. Развитие терпения и эмоциональная устойчивость при разочаровании. Нет никаких сомнений, что некоторые фигурки может получиться далеко не с первого раза, и это может раздражать и разочаровывать даже взрослого, не говоря уже о ребенке. Эта особенность оригами делает его идеальным занятием, чтобы помочь детям развить устойчивость к стрессам и терпимость к своим неудачам. Когда я вижу разочарование ребенка, когда фигурка в очередной раз не получилась, я прошу его закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов, а затем попробовать еще раз или обратиться за помощью. Затем я говорю ему, что это можно сделать, когда сталкиваешься  с похожими ощущениями, например, в решении домашних заданий. Эти простые техники ребенок быстро усваивает, и такой навык не дает ему просто сдаться при встрече с трудностями. Как терапевт, вы тоже можете быть хорошим примером такого самоконтроля. Если вы сами испытываете трудности с оригами, вы можете продемонстрировать спокойствие и настойчивость. Показать ребенку, как можно подбадривать самого себя.

3. Повышение самооценки. Часто я встречаю детей, у которых уже начал формироваться комплекс неуспешности. Этот комплекс формируют родители и учителя, заостряя свое внимание на ошибках ребенка, а не на его успехах. Как часто мне приходилось слышать целую тираду замечаний: " …смотри, как плохо у тебя получилось, а у Васи вот как хорошо, ты не старался…» и так далее, а на успешно выполненное задание только сухое: «Молодец»… Поэтому у ребенка формируется мнение, что он заведомо неудачлив во всем. Насколько приятно видеть как меняются эти дети, как загораются у них глаза. Смотреть, как они наполняются воодушевлением, объясняя схему, когда психолог сам берет роль ученика. Так приятно видеть гордость ребенка за себя, как они демонстрируют свои оригами родителям, которые их ждут за дверью.

4. Релаксация и самоуспокоение. Оригами может быть прекрасным завершением трудного урока. Для детей, которые любят оригами, это занятие может быть очень успокаивающим и расслабляющим. Если урок был сосредоточен на трудной теме, то очень полезно отвести 5-10 минут в конце урока на расслабление. Некоторые дети выберут оригами и в повседневной жизни, даже становясь взрослыми, чтобы успокоиться, справиться с любой тревогой или дискомфортом, возникающим на протяжении дня и закончить его в хорошем настроении. Есть дети, которые просят копии инструкций оригами, и делают их дома.

5. Тренировка мелкой моторики. Складывание фигурок из бумаги очень хорошо тренирует руки, развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет и на развитие речи. Этот вид занятий может стать хорошей альтернативой для тех детей, которые не любят краски или боятся ими запачкаться, что часто встречается у детей с аутизмом. Оригами хорошо подойдет и тем детям, которые в силу своих особенностей не могут держать карандаш или кисточку, но со складыванием листка справятся, особенно, если взять самые простые фигурки кораблика, шапочки или тюльпана.

6. Искусство оригами способствует развитию нестандартного мышления. Некоторые дети признаются, что даже представить не могли какие фигурки можно сложить из бумаги, а иногда и не верят, что какая-то сложная фигурка сделана из одного листа без ножниц и клея. Это позволяем им не пугаться сложных задач и смело браться за их выполнение.

7.Складывание фигурок из бумаги также способствует развитию математических способностей. Развивает пространственное мышление, умение рассуждать, следовать логике и порядку действий. Дети, хорошо усвоившие оригами, легче справляются с математическими задачами, показывают хорошие результаты в геометрии, черчении и физике.

8. И, наконец, фигурка оригами может стать отличным подарком для друзей или родителей. Этой фигуркой можно украсить комнату к празднику, развесив под потолком на ниточках, например, белоснежных журавликов.
(К сожалению, авторов назвать не могу, они в статье не были указаны)

Но не только педагоги и психологи в восторге от древнего японского искусства. Оказывается, врачи тоже обратили внимание на оригами и с успехом его используют в лечебной и реабилитационной практике. В материалах  «Первой международной конференции «Оригами в педагогике и психологии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами  слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных,  уменьшают уровень тревожности, помогают забыть   боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе,  помогают установить контакт между врачом и пациентом.

Думаю, теории уже достаточно и можно переходить к практике. Этим летом я открыла для себя Страну мастеров - удивительный сайт, на котором собрались творческие люди. Среди самых разных направлений творчества представлено и оригами. Основательно посидев на сайте, я выбрала все, что имеет отношение к этому виду деятельности. Надеюсь, что ссылки облегчат жизнь не только мне, но и всем любителям оригами)))

Котенок

Зайчик

Волшебный конь

Пальчиковый театр

Тюльпаны

Двойная звезда

С чего начать

Занятия (таблица со ссылками)

Звездное путешествие

Игры с поделками оригами


13 комментариев:

  1. Я очень люблю модульное оригами, делала корзинку с цветами, лебедей, подсолнухи... С удовольствием пройду по ссылкам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот у меня с модульным оригами дружбы пока не получилось, увы... Но все еще впереди, может и научусь))) Приятного путешествия по Стране мастеров.

      Удалить
  2. Люда, спасибо за классную подборку! Оригами - в новом году буду включать в работу. Материалы как раз пригодятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, очень рада, что материалы пригодятся. Я тоже продолжу работать с бумагой и ссылки очень помогут, не надо будет тратить много времени на поиск чего-нибудь интересного.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Интересная статья, Вы выделили важные моменты в работе педагога-психолога используя технику оригами.
    Я с малышами делаю только самые простые фигурки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Приятно, что статью оценили, только внесу маленькое уточнение: эти важные моменты выделила все-таки не я, а автор статьи на сайте "Путь к гармонии". Хотя он и не был указан, это не помешает поблагодарить его за проделанную работу.
      И я тоже стараюсь брать простые фигурки, которые можно быстро сделать, потому что часто работаю с целыми классами, а не с маленькой группой. И если взять что-то сложное, то придется изрядно побегать от одного ребенка к другому)))

      Удалить
  4. когда работала в школе, психолог принесла в класс лебедя из модульного оригами)
    дети так увлеклись, что потом сделали целую выставку работ из модульного оригами.
    И как раз увлеклись самые проблемные мальчишки. Они действительно на тот период немного изменились и с восторгом показывали мамам выставку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже нравится модульное оригами! И знаете, Алиса Сергеевна, у нас тоже потрясающие работы были у весьма непростого мальчишки. Когда он принес их на выставку, многие педагоги были в большом удивлении, потому что никому в голову не могло прийти, что наш "рыжик" увлекается оригами!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Очень нравится оригами, но сама не делаю, больше смотрю на готовые поделки! Восхищаюсь людьми, которые могут выполнить такие сложные вещи, как лебеди у Вас на фотографии))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! А я оригами делаю, но что-нибудь не очень сложное. Таких лебедей умеют делать наши ребята из начальной школы, а я только смотрю и восхищаюсь. Может быть, нам тоже стоит попробовать свои силы?

      Удалить
  6. Людмила Владимировна, мудрые японцы знали, что полезно для души), ну, и мелкой моторики тоже. Спасибо за интересный взгляд на это творчество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, а мы теперь используем мудрость японцев не только для души, но и для пользы дела)))

      Удалить
  7. Добрый день, Людмила Владимировна. Спасибо за пост. Даже и не подозревала сколько в себе несёт смысла и содержания оригами...

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!