Несколько лет назад, когда начала собирать материалы для работы с младшими школьниками, приглянулась мне методика "Отчего у меня легко на сердце". Она была включена в программу по адаптации первоклассников. Но, так как наши первоклашки при поступлении в школу не умеют писать (за редким исключением), то лежала она до поры до времени и ждала своего часа. И дождалась. Правда, провела я ее не в первых классах, а в четвертых. Но полученные результаты не стали от этого менее ценными. Методика очень хорошо вписалась в занятие по духовно-нравственному воспитанию "Слушаю свое сердце".
Поделюсь некоторыми упражнениями из этого занятия. Все они были найдены в разное время в Интернете. Авторов, к сожалению, не знаю.
День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.(сердце)
Игра «хорошее – плохое»
Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. Я назову вам несколько человеческих качеств. Если вы готовы впустить их в свое сердце – радостно похлопайте, если нет – потопайте.
Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.
«Словарь мудрецов»
Издавна с сердцем связано много фразеологизмов. Что они обозначают.
Сердце сжалось (или ёкнуло) – страх, испуг.
Скрепя сердце – нехотя, против воли, желания.
Сердце ноет – грустно.
Каменное сердце – бесчувственное (жестокое.
Золотое (огромное) сердце – доброе.
Методика "Отчего у меня легко на сердце"
Цель: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности.
Оборудование: вырезанные из бумаги сердечки размером примерно 15х20 см.
Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело» на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего на сердце может быть тяжело, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне – то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишете, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.
Отчего же у детей легко на сердце? Что может их порадовать?
Наши четвероклассники радуются, когда с родителями все хорошо, никто не болеет или поправился после болезни, когда похвалили и мама погладила по головке, когда родители любят и радуются успехам детей, когда мама вернулась с работы или папа позвонил (многие мужчины работают вахтовым методом и не видят семью несколько месяцев), когда подарили подарок или понравился подаренный тобой подарок, когда исполнилось желание, когда победил в соревнованиях, когда кто-то тебя простил, сделал что-то хорошее другому человеку, помог маме или папе, когда всем друзьям хорошо и весело, когда каникулы, день рождения или Новый год, когда говоришь хорошие слова, когда выиграл в футболе. Кто-то радуется, когда нет дома брата и сестры (иногда хочется побыть в одиночестве или вдвоем с мамой. В большой семье это редко получается). А еще на сердце легко от радости и любви!
Что же доставляет нашим детям огорчения?
Большинство детей огорчаются из-за плохих отметок. Учеба в этом возрасте имеет большое значение. И если одни расстраиваются, получив двойку, то другие - тройку, а для некоторых и четверка - плохая отметка. Но не только учеба может быть причиной для плохого настроения. Почти все ребята отметили, что у них тяжело на сердце, когда болеют близкие люди, когда родители надолго уезжают или задерживаются на работе, когда нагрубили родителям или обманули их. Дети расстраиваются, когда их кто-то ругает или обижает, когда ссорятся с друзьями, когда обзывают их или кого-то из друзей. Когда родители куда-то поехали, а ребенка оставили дома, да еще и гулять не разрешили. У многих детей есть домашние животные и когда у них что-то не в порядке со здоровьем, маленький хозяин переживает за своего любимца. И компьютерные игры могут огорчить, если не получается пройти нужный уровень или игра не устанавливается на компьютер.
Мамы и папы! Любите своих детей, хвалите их, радуйтесь их успехам, обнимайте и гладьте по головке. Пусть на сердце у них будет легко и радостно!
Расскажем читателям Детской галереи об интересной методике.
Людочка, какая методика хорошая! Возьму на заметку, хочу тоже в четвертом классе провести.
ОтветитьУдалитьЛеночка, методика очень информативная. Мы теперь планируем провести занятия в классе и родительское собрание, используя полученные данные.
УдалитьЛюдмила, что-то первый комментарий не опубликовался..
ОтветитьУдалитьЗамечательная методика, спасибо!
Алена, буду рада, если методика пригодится в работе. Можно ее и со взрослыми использовать.
УдалитьКакая прекрасная методика, чудесное занятие! Большое спасибо, Людмила Владимировна! Теперь я точно знаю, чему мы посвятим следующий День святого Валентина).
ОтветитьУдалитьАнна, буду только рада, если мой материал пригодится!
Удалить