вторник, 23 февраля 2016 г.

Методика "Отчего у меня легко на сердце"

Несколько лет назад, когда начала собирать материалы для работы с младшими школьниками, приглянулась мне методика "Отчего у меня легко на сердце". Она была включена в программу по адаптации первоклассников. Но, так как наши первоклашки при поступлении в школу не умеют писать (за редким исключением), то лежала она до поры до времени и ждала своего часа. И дождалась. Правда, провела я ее не в первых классах, а в четвертых. Но полученные результаты не стали от этого менее ценными. Методика очень хорошо вписалась в занятие по духовно-нравственному воспитанию "Слушаю свое сердце".

Поделюсь некоторыми упражнениями из этого занятия. Все они были найдены в разное время в Интернете. Авторов, к сожалению, не знаю.

День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.(сердце)

Игра «хорошее – плохое»
Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. Я назову вам несколько человеческих качеств. Если вы готовы впустить их в свое сердце – радостно похлопайте, если нет – потопайте.
Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.

«Словарь мудрецов»
Издавна с сердцем связано много фразеологизмов. Что они обозначают.
Сердце сжалось (или ёкнуло) – страх, испуг.
Скрепя сердце – нехотя, против воли, желания.
Сердце ноет – грустно.
Каменное сердце – бесчувственное (жестокое.
Золотое (огромное) сердце – доброе.

Методика "Отчего у меня легко на сердце"

Цель: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности.
Оборудование: вырезанные из бумаги сердечки размером примерно 15х20 см.
Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело» на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего на сердце может быть тяжело, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне – то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишете, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.
                                                       
                               Отчего же у детей легко на сердце? Что может их порадовать?





Наши четвероклассники радуются, когда с родителями все хорошо, никто не болеет или поправился после болезни, когда похвалили и мама погладила по головке, когда родители любят и радуются успехам детей, когда мама вернулась с работы или папа позвонил (многие мужчины работают вахтовым методом и не видят семью несколько месяцев), когда подарили подарок или понравился подаренный тобой подарок, когда исполнилось желание, когда победил в соревнованиях, когда кто-то тебя простил, сделал что-то хорошее другому человеку, помог маме или папе, когда всем друзьям хорошо и весело, когда каникулы, день рождения или Новый год, когда говоришь хорошие слова, когда выиграл в футболе. Кто-то радуется, когда нет дома брата и сестры (иногда хочется побыть в одиночестве или вдвоем с мамой. В большой семье это редко получается). А еще на сердце легко от радости и любви!

Что же доставляет нашим детям огорчения?





Большинство детей огорчаются из-за плохих отметок. Учеба в этом возрасте имеет большое значение. И если одни расстраиваются, получив двойку, то другие - тройку, а для некоторых и четверка - плохая отметка. Но не только учеба может быть причиной для плохого настроения. Почти все ребята отметили, что у них тяжело на сердце, когда болеют близкие люди, когда родители надолго уезжают или задерживаются на работе, когда нагрубили родителям или обманули их. Дети расстраиваются, когда их кто-то ругает или обижает, когда ссорятся с друзьями, когда обзывают их или кого-то из друзей. Когда родители куда-то поехали, а ребенка оставили дома, да еще и гулять не разрешили. У многих детей есть домашние животные и когда у них что-то не в порядке со здоровьем, маленький хозяин переживает за своего любимца. И компьютерные игры могут огорчить, если не получается пройти нужный уровень или игра не устанавливается на компьютер.

Мамы и папы! Любите своих детей, хвалите их, радуйтесь их успехам, обнимайте и гладьте по головке. Пусть на сердце у них будет легко и радостно! 

Расскажем читателям Детской галереи об интересной методике.













6 комментариев:

  1. Людочка, какая методика хорошая! Возьму на заметку, хочу тоже в четвертом классе провести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, методика очень информативная. Мы теперь планируем провести занятия в классе и родительское собрание, используя полученные данные.

      Удалить
  2. Людмила, что-то первый комментарий не опубликовался..
    Замечательная методика, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, буду рада, если методика пригодится в работе. Можно ее и со взрослыми использовать.

      Удалить
  3. Какая прекрасная методика, чудесное занятие! Большое спасибо, Людмила Владимировна! Теперь я точно знаю, чему мы посвятим следующий День святого Валентина).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, буду только рада, если мой материал пригодится!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!