Как-то в свободную минуту перелистала я свои рабочие журналы за несколько лет и обратила внимание, что редко мы с ребятами говорим о чувствах и эмоциях. Наверное, потому, что востребованы занятия по развитию познавательных процессов. Именно этому направлению я и уделяю больше времени и сил. Но и эмоциональную сферу нельзя оставлять без внимания. Поэтому в программу сопровождения 5-ых классов было включено занятие "Путешествие в мир эмоций". Конечно, дальше мы продолжим изучение этой интересной темы, а пока мне было важно выяснить, что знают дети об эмоциях, умеют ли их выражать и распознавать. В обоих классах на занятиях было немного шумно, но весело и интересно.
А дальше была "игра наоборот". Помните:
Тебе скажу я: "Далеко".
А ты ответишь: "Близко".
Тебе скажу я: "Высоко".
А ты ответишь: "Низко".
С помощью игры мы определили, что на занятии будем говорить о мире эмоций. В 5 классе ребята уже имеют представление о том, что такое эмоции и какие они бывают, поэтому легко разделили их на положительные и отрицательные. И не просто разделили, а привели примеры ситуаций, когда испытывали положительные эмоции, а когда отрицательные. Оказалось, что ребята радуются, когда получают хорошие оценки, когда покупают что-то вкусное или то, о чем давно мечтали, когда помирились с другом, когда победили в игре и т. д. А вот отрицательные эмоции могут быть, когда получили плохую оценку, кто-то обидел, поссорились с другом, игра не загружается на компьютер и т. п.
На следующем этапе нужно было определить эмоцию по выражению лица на картинке
и по изображению-пиктограмме.
А дальше задание усложнилось. Я предложила ребятам вытянуть карточку с пиктограммой, определить, какая это эмоция и изобразить так, чтобы одноклассники догадались. Это был, наверное, самый интересный момент занятия. Дети у нас артистичные и отлично справились с заданием. Жаль, что не было у меня с собой фотоаппарата.
Если в этом задании принимали участие только те, кто пожелал, то в игре "Море волнуется..." был задействован весь класс. Ребята изображали то обиженную фигуру, то удивленную, то радостную, то испуганную. Вы бы видели, какая богатая у детей мимика! У нас получилась настоящая психогимнастика. Это отличный способ избавиться от накопившегося напряжения и усталости.
А дальше у нас развернулась дискуссия на тему "Зачем нужны эмоции?" Ребята должны были решить, все ли эмоции нужны или будет лучше, если не будет, например, злости или страха. В одном классе сразу решили, что все эмоции нужны, а в другом мнения разделились. Часть ребят решили, что если не будет страха, злости, обиды, то люди будут жить намного лучше. Не будет никаких войн и конфликтов, никто не будет никого обижать, не будет бояться. Но им тут же возразили, что без страха человек "полезет, куда не надо", злость нужна в спорте, да и погрустить иногда полезно. Разобраться, кто же прав, нам помогла сказка "Разговор на поляне". Речь в ней идет о том, как однажды встретились на полянке Радость, Грусть, Интерес, Злость, Обида, Удивление, Страх и заспорили о том, кто из них самый важный и главный. Долго они спорили, но так и не смогли решить, кто же все-таки главный.
".... А никто! Мы все одинаково важны! — сказало Удивление. — Мы все помогаем людям понять, что для них важно, что дорого, что им нравится, что не нравится, что опасно и чего лучше не делать. Помогаем понять свое и чужое поведение, причины поступков других людей. Мы можем делать это и в одиночку, и вместе, — продолжило Удивление. — Мы помогаем общаться, помогаем донести мысль с помощью жестов, голоса и выражения лица. Помогаем понять ситуацию — хорошая она или плохая. Добавляем людям сил, помогаем быстрее и лучше что-то сделать. Мы помогаем лучше запоминать, а иногда даже быстрее думать, — перечислила Радость.
— Мы делаем мир ярче и красивее! — воскликнуло Удивление.
— Да, точно, мы все важны! Нельзя выделить одного! — впервые за долгое время обрадовалась Грусть.
— Да, вы правы. Мы все можем быть совершенно разными, но без каждого из нас не обойтись человеку. Нам важно только уметь держать себя в руках, не быть слишком сильными. Ведь даже ты, Радость, если станешь слишком сильной и бурной, можешь навредить. Нам важно уметь договариваться и друг с другом, и с людьми. И не пытаться ими управлять. Давайте так и будем делать! — закончил Интерес.
Эмоции довольно покивали головами. О том и договорились. "
Ирина Пермякова
Закончилось знакомство с миром эмоций творческим заданием. На заготовленных шаблонах нужно было изобразить эмоцию, которую испытываешь сейчас или чаще всего. Некоторые ребята нарисовали эмоции, которые хотели бы испытывать как можно реже. У нас получилась настоящая галерея эмоций. Вот только показать я могу лишь те портреты, которые ребята решили оставить.
Путешествие в мир эмоций закончилось, но обязательно будет продолжение.
Эмоции отправляются в Детскую галерею.
Здравствуйте, Людмила Владимировна! Занятия по Эмоциям - это интересно, а главное нужно и полезно. Приятно видеть знакомые картинки. Понравилось задание нарисовать эмоцию, которую хотел бы испытывать реже... Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга! Знакомство с миром эмоций всегда проходит интересно и конечно, я продолжу такие занятия. Мы будем говорить и о том, как управлять своими эмоциями, как направить их в мирное русло. И знакомая Вам книга будет моей помощницей, особенно для занятий в начальной школе.
УдалитьОчень хорошая подборка упражнений с детьми! Сама начала более плотно работать с эмоциями в этом году, на будущий учебный год хочу брать по минимуму познавательную сферу, и упор делать на изучение эмоций. Спасибо за очередное вдохновение :) Ссылочку на Ваш блог оставила в моем блоге в последней статье, посмотрите ;)
ОтветитьУдалитьАлена, знаешь, было непросто подобрать упражнения. Даже не подобрать, а остановиться на чем-то конкретном, так как хотелось все и сразу) Это же такая интересная тема! Я тоже на следующий год взять в начальной школе тему эмоций. Как-то она у меня в стороне остается...
УдалитьСтатью уже почитала. Спасибо за ссылочку)))