понедельник, 30 января 2017 г.

Танграм и дети с интеллектуальными нарушениями

В последнее время коллеги делятся в блогах своим опытом использования танграма. И это неудивительно: у древней китайской игры много поклонников.  Педагоги и психологи давно обратили на нее свое внимание. И я не стала исключением. С танграмом я познакомилась, когда училась в педагогическом училище и с тех пор не забываю о нем. Мы с ребятами складываем фигурки и на развивающих занятиях, и на занятиях по внеурочной деятельности. Но чаще мои воспитанники выкладывают фигурки по образцу, контурное или силуэтное изображение пока дается с трудом. Так что, нам есть к чему стремиться!
Так как в этом учебном году я занимаюсь с детками с ОВЗ, то, перепробовав много всего, решила дать им танграм. Наверное, стоит сказать, что у нас нет детей со сложными дефектами, есть с задержкой развития и умственной отсталостью. Но такие дети были всегда и сейчас есть почти в каждом классе. А вдруг танграм приживется и сделает свое волшебное дело? Пока мы только в начале пути, но игра ребятам понравилась.
Сначала мы знакомились. Игра оказалась новой для ребят.


Рассмотрели, посчитали детали, назвали каждую фигуру, обратили внимание на цвет и размер.
Оказалось, что из одинаковых по размеру треугольников, можно сложить квадрат, а из квадрата с треугольником получается домик (причем сама сложила, без моей подсказки).


Уже несколько занятий мы работаем с картой сказочной страны, которую нарисовали сами. В нашей стране появился транспорт, на котором жители ездят в гости друг к другу. Но, в сказочной стране и транспорт сказочный: паровозики могут ездить только влево-вправо, вверх-вниз и могут делать только один или два хода. Поэтому жители побывали в гостях не у всех соседей. Вот Зайчик решил отправиться к Мышке.
Сначала накладывали детали на изображение.


Но это оказалось не так просто. Брал мой воспитанник нужную фигурку, выкладывал на изображение, а она не подходит! Мы-то с вами понимаем, что нужно ее просто перевернуть, а ребенок откладывал в сторону и брал следующую.  Но, все-таки зайчик у нас получился!


Захотел собрать зайчика на столе. Захотел - давай, делай.


Давай сравним с картинкой. Похоже получилось? Может, попробуешь еще раз, а я помогу?


А теперь получилось? Вот и замечательно!
Но рановато ему переходить на работу по образцу, будем пока с наложением на изображение работать.

А это уже другое занятие, другой ребенок.
Загрустила у нас Улитка, потому что хочется ей побывать в гостях у Цыпленка.


На картинке ты легко собрала, а на столе сможешь?
Замечаю ошибку, но ничего не говорю. Мне важно, чтобы сама заметила и исправила. Но, не получилось. Пришлось помочь.


Теперь будем собирать Цыпленка. Вот только мы не знаем, мальчик он или девочка. 
Кем будет цыпленок-девочка, когда вырастет? А цыпленок-мальчик?


Посмотрела картинки и решила, что наш Цыпленок - Петушок.
На картинке собирать легко, а вот выложить рядом не получилось. 


Но со второй попытки и с моей помощью справилась.

После занятий понимаю, что дети с интеллектуальными нарушениями могут осилить танграм. Не знаю, дойдем ли с ними до контурных изображений, но по образцу собирать картинки они смогут. А для  начала нужно освоить наложение фигурок на изображение. Этим мы и займемся на следующих занятиях. Тем более, что картинки уже готовы)))




Погостим с танграмом в Детской галерее.

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Молодцы! Танграм - прекрасная игра для развития детей. Вот тоже озадачилась подбором карточек и созданием такой игры для своих деток. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Да, танграм - замечательная игра! А ведь есть еще и "Колумбово яйцо", и "Волшебный круг", и "Листик" - выбирай, что больше нравится! Карточек со схемами представлено в сети огромное количество (и цветные, и черно-белые), можно по темам подбирать. Уверена, Вашим детям понравится играть.
      Спасибо, что заходите в гости)

      Удалить
  2. Людмила, уверена. что раскрашивать понравилось! Интересный опыт. ДАже в норме не все дети могут по образцу выложить в 6 -7 лет. Хорошая игра, она теперь у меня как палочка-выручалочка. Кто первый задания другие выполнил - собирает схемку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, да уж, раскрашивать я люблю! Надо новую коробку карандашей домой купить, а то у некоторых уже и подтачивать нечего)))
      Знаешь, по образцу даже и дети постарше не все могут сложить. Так что, мы руки не опускаем, а потихонечку, маленькими шажочками будем двигаться вперед. С детками с ОВЗ я индивидуально работаю, а вот с остальными можно будет танграм и в качестве поощрения попробовать. Спасибо за подсказку.

      Удалить
  3. Смотрю, Людмила Владимировна, у вас образцы точно к вашему набору созданы (раскрашены в соответствующие цвета). Интересно, а такие ребята смогут применить к этим образцам фигурки, раскрашенные по другому? Как же ребятам трудно усвоить понятия "повернуть" и "перевернуть"! У меня не понимают пока движениями не покажешь... (дети с диагнозами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, Вы правильно заметили. Именно так и было задумано. Сначала пусть научатся по таким картинкам складывать, а потом попробуем по другому. Только надо будет новые схемы делать - фабричный танграм у меня один. Дальше планирую изменить размеры изображений и уже одноцветные схемы брать, но с прорисовкой всех фигур.
      Нелли, с "повернуть" и "перевернуть" и у нас проблемы, тоже показываю сама. А еще "лево-право" тоже не можем выучить. Каждое занятие как с чистого листа начинаем. Но все-таки малюсенькие результаты работы уже есть.

      Удалить
  4. Людмила Владимировна, здравствуйте! Ну вы и рукодельница))) Я вот сегодня более 20 листов принесла этой игры. Сегодня буду ламинировать и разрезать, чтобы дети играли. Действительно отличная развивающая игра. Очень здорово, что вы выкладки детей нам демонстрируете - это возможность увидетьна практике истинные проблемы детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! Не такая уж я и рукодельница, но все равно приятно))) Спасибо. Нравится мне эта игра, вот и стараюсь ее использовать с разными категориями детей. А фото с занятий, на мой взгляд, создают эффект присутствия, как будто мы побывали в гостях у коллег, находящихся за тысячи километров от нас. И, соглашусь с Вами, что можно увидеть, какие проблемы есть у детей и было бы здорово увидеть результат работы. Может быть, и получится так сделать.
      И очень интересно посмотреть, что за схемы Вы напечатали. 20 листов - это же столько всего можно собрать! Я тоже напечатала карточки для мемори. Завтра буду раскрашивать, не хочется просто беленькими оставить.
      Юлия, а кто-нибудь из Ваших воспитанников уже может собирать танграм по контурному изображению?

      Удалить
  5. И я благодарю Вас , Людмила Владимировна! Для меня танграм - открытие, выбрала его для ярмарки идей, собираю материал. Очень хорошо,что практические занятия с ним описали))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, я только рада, если материал оказался полезным! Мне кажется, и Вам, и вашим деткам понравится эта игра. Если вам нужны материалы, то зайдите в блог "Моя песочница". У Оксаны Дмитриевны очень богатая тематическая подборка игр с танграмом.
      А Ваша "Ярмарка идей" подкинула и мне идею))) Были у меня мысли принять участие в нашей "Методической неделе", может еще и поучаствую...

      Удалить
  6. Танграм - удивительная и полезная игра. Очень здорово, когда она есть в доме! Играйте всей семьей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, полностью согласна с Вами. Это так замечательно, когда в семье родители играют вместе с детьми.

      Удалить
    2. А как бабушки и дедушки увлекаются, скажу я Вам)) Не оторвать!

      Удалить
  7. К сожалению, мне по возрасту не с кем проводить подобные игры.(Хотя у нас есть плоскостные деревянные фигуры, и я пытаюсь научить детей складывать из них что-нибудь.)
    А вот при подготовке сына к школе, активно использовала танграм. Но вот своим покупным вариантом Вы меня, Людмила, натолкнули на мысль: а почему бы не подкинуть эту игру сейчас сыну 13-ти лет? Задачки для ума никогда не будут лишними. Обязательно попробую.

    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, когда искала схемы, то нашла книжку для малышей. Посмотрите, может быть Ваши воспитанники что-нибудь осилят: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3064875 (нужно будет перейти на Яндекс-диск).
      Я сейчас с 5-6 классом использую танграм на кружке. В программе Л. В. Мищенковой используются уже либо полностью контурные изображения, либо с частичными границами. И Вы знаете, очень тяжело даются ребятам эти схемы. Иногда приходится самой делать, прорисовывая все детали. Андрею по возрасту, конечно, уже контурные изображения можно рекомендовать. А если не получится собрать сразу, то всегда можно к более простым вариантам обратиться.

      Удалить
  8. Вручную сделанные картинки это нечто...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, а что делать, если цветного принтера нет? Можно, конечно, сходить платно распечатать, но это все за свой счет. А так у меня не только цветные картинки получились, но и цветотерапия)))

      Удалить
  9. Людмила Владимировна, прекрасный опыт, картинки чудесные получились, рискну и сама нарисовать))). Ребенок справляется очень даже неплохо, нужно со своими вспомнить танграм.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!