среда, 25 января 2017 г.

Фонематический слух, работа по образцу и детское творчество

1 февраля начнется прием заявлений в 1 класс, а завтра в нашей школе состоится собрание для родителей будущих первоклассников. Каждый год я рассказываю родителям о том, что такое готовность к школе, как подготовить ребенка, на что обратить внимание. Можно, например, развивать фонематический слух. Вы не знаете, что это такое? Фонематический слух - это способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Когда ребенок приходит в 1 класс, он должен уметь различать отдельные звуки в слове. Это связано с тем, что существующая в настоящее время методика обучения чтению основана на звуковом анализе слова.
Как развивать фонематический слух? 
Конечно же, в игре. Кто из нас не играл в "Города"? Помните, Москва - Астрахань - Норильск - Курган и т. д. Для этой игры можно брать не только города, но и любые другие слова, а если взять какую-то определенную тему, то будем развивать еще и мышление, ну и словарный запас тоже.
Можно называть слова на определенную букву, а можно усложнить: называть слова, которые заканчиваются, например, на букву "т". Можно добавить движения: если слово начинается на букву "О" - хлопнуть в ладоши, заканчивается на "О" - топнуть.
Можно предложить ребенку совершать какое-то действие, если он услышит определенный звук в слове. На одном из занятий мы с ребятами играли так: если в слове есть звук [Й] - встают девочки, если звук [И] - встают мальчики.
А можно добавить элемент творчества и тогда получится очень интересное занятие, как у Добровольской Елены Ивановны. С ее разработкой я познакомилась на сайте Пед-копилка и сегодня мы с ребятами из группы продленного дня сотворили "Коврик для котенка". В оригинальную разработку я внесла свои изменения (наверное, все мы перерабатываем готовые занятия под себя), но суть от этого не изменилась.
Сначала ребята должны были угадать, кто пришел к ним в гости.


 Картинка кажется простой, но не все дети сразу могут увидеть изображение котенка среди запутанных линий.
К нам в гости пришел маленький котенок Пушок. (Не только первоклассники, но и дети постарше, очень любят, когда на урок или психологическое занятие кто-то приходит)


Пушок, как и все малыши, очень любит играть. И вчера он так расшалился, что пролил молоко на свой любимый разноцветный коврик. Его коврик потерял все свои цвета и стал...
- Каким стал коврик? (грязным, мокрым, белым)
- Да, ребята, коврик стал белым и таким он совсем не нравится Пушку. Он скучает по своему разноцветному коврику. Давайте ему поможем и вернем коврику краски. Вы согласны помочь котенку?
- Каждый из вас получит маленький кусочек коврика, который нужно раскрасить. А потом мы из них соберем большой ковер. Но раскрашивать коврики нужно по определенным правилам.
Нам потребуются карандаши красного, синего, желтого и зеленого цвета (можно брать и другие цвета, но в первый раз я оставила так, как предложил автор). Не у всех были карандаши нужных цветов, но ребята быстро поделились друг с другом.
А вот дальше как раз и было задание на развитие фонематического слуха и внимания, ну и моторики тоже.
- Ребята, раскрашивать коврик мы будем только теми цветами, которые соответствуют первым буквам произнесенных мною слов.
Если я произнесу слово "кирпич", каким цветом раскрасите квадратик? (красным). "Звезда"? (зеленым). А если слово начинается на букву "Б", например, "батон", то квадратик закрашивать НЕ НАДО, он останется белым.
Все нашли верхний левый угол и работа началась. Нужно было внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета. Должен был получиться вот такой коврик.


Почти такие коврики и получились. Не волнуйтесь, с фонематическим слухом у ребят все в порядке. Просто любители поговорить во время занятия пропустили некоторые слова и неправильно закрасили клеточки. Зато сразу поняли, как важно быть внимательным, когда что-то делаешь. 

Но Пушок все равно остался доволен, потому что у него снова красивый разноцветный коврик, на котором он любит играть.

Помочь  котенку можно и другим способом. Для этого я приготовила несколько вариантов ковриков.

Что с ними делать? Раскрасить по образцу. Кстати, умение работать по образцу и по правилу тоже входит в понятие "готовность к школе". Ребятам нужно будет писать по образцу буквы и цифры, переносить в тетрадь узор с доски или из учебника. По собственному опыту знаю, что для некоторых детей это оказывается непосильной задачей. Поэтому уже сейчас необходимо формировать эти умения. Пусть ребенок складывает кубики с фрагментами картинок, выкладывает мозаику по образцу, срисовывает или раскрашивает коврик для котенка, как делали ребята на занятии. 
Так как некоторые ребята присоединились к нам, когда работа уже началась, то им я и предложила раскрасить по образцу. Мальчики выбрали коврики и работа началась. Вот только закончил ее всего один ребенок.


А второй начал раскрашивать сразу два разных коврика, но ни одного не закончил( 
Обратите внимание: умение доводить начатое дело до конца - еще одно необходимое условие для успешного обучения в школе.

Раскрасить коврик - не такое уж простое занятие. Все-таки в нем 81 клеточка! Поэтому после работы мы отдыхали и играли в "Чудо-Юдо".

Жило на свете Чудо-Юдо.
Никто не знал взялось оно откуда.
Его заметив люди хохотали.
Его дразня, заметив, повторяли: (все действия ребята повторяют, постепенно добавляя новые)

Одной рукой оно махало.
Другой рукой живот чесало.
Одной ногой снежок топтало.
На другой ноге скакало.
Весело хвостом виляло.
Сильно головой мотало.
Всех дразнило и кричало
И всё сначала повторяло... (игра повторяется несколько раз в более быстром темпе).


Да уж, хотела только рассказать, как поиграли с ребятами на продленке да показать, какие красивые коврики получились, а написала лекцию о подготовке к школе. Видимо, собрание у меня уже началось, хотя до него еще сутки...

Добавлю пост в Детскую галерею





3 комментария:

  1. Людмила, очень интересно. Столько квадратов нужно закрасить....Вот это тренировка волевой сферы....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, вот и мне тоже сразу приглянулись коврики. А сколько заданий можно с ними придумать! Квадратиков здесь и в самом деле много, но первоклассники справились. Сейчас хочу попробовать на детях с ОВЗ, но квадратик возьму поменьше. Здесь ведь и ориентировку в пространстве можно отрабатывать и порядковый счет, и знание цветов закрепить. В общем, универсальный коврик получился)))

      Удалить
  2. Спасибо, что познакомили с такой полезной развивающей игрой! Будем пользоваться!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!