среда, 16 марта 2016 г.

Старый да малый - союз удивительный!

Сегодня мы с пятиклассниками побывали в гостях у Клуба ветеранов. Здесь чествовали юбиляров весьма солидного возраста. Сразу 6 человек отмечали 80-летний юбилей, а одному имениннику исполнилось 90 лет! Ребята подготовили небольшое выступление и вручили подарки, сделанные руками старшеклассников нашей школы. Жаль, что у нас не было времени пообщаться подольше с виновниками торжества (нужно было возвращаться в школу), но Клуб ветеранов предложил продолжить сотрудничество, так что будут новые встречи поколений.

Виновники торжества


Ветеранов поздравляем,
счастья, радости желаем!
И крепить здоровье - 
вот главное условие!


Фото на память



воскресенье, 13 марта 2016 г.

Неожиданная покупка

Бывает ли у вас так: пошли в магазин за одной вещью, а приобрели совершенно другую? У меня вчера именно это и случилось. Пошли с младшим сыном купить ему сапоги, а купили... мозаику! Нет, ну ладно бы маленький был, а то ведь большой парень уже, в третьем классе учится. а вот пристал: купи, да купи. Купила. Вы не поверите - играли все, даже я картинку сложила! Хорошая штука оказалась! Единственный минус - детальки крупноваты, но это я уже придираюсь, а так для малышей (которым игра и предназначена) очень даже хорошо. А что мы особенно оценили, так это книжка с образцами узоров. Их достаточно много. Очень хорошо для тренировки умения работать по образцу. Кроме того и навыки счета, и знание цветов можно закрепить, про развитие моторики уже и не говорю. В общем, пусть покупка и неожиданная, но точно не бесполезная. Дома наиграются - в школе такой игре всегда место найдется!
               
                                                     Покажу кое-что из нашего творчества.






Это уже сами придумали

Детали хранятся в контейнере (это очень удобно).


Примеры узоров из книжки





В конце книги несколько страниц с образцами из мозаики в виде пазлов. Мне такая пока не встречалась. 


Как заинтересовать ребенка мозаикой можно прочитать здесь.

А может, вашего ребенка заинтересует магнитная мозаика или термозаика? Сейчас в магазинах большой выбор подобных игр на любой вкус и возраст.




вторник, 8 марта 2016 г.

Метод направленной фантазии как способ получения информации о ребенке

На написание этого поста меня вдохновила Екатерина Белова и ее серия сообщений о воображении. Когда я только начинала работать, моим верным другом и помощником была газета "Школьный психолог". На  ее страницах я находила и новые методики, и формы работы с детьми, педагогами, родителями, и программы занятий, и бесценный опыт коллег, которым они делились с читателями. Многие знания старалась применить на практике. Естественно, что-то получалось, что-то нет, одни упражнения остались в моем арсенале до сих пор, другие не прижились, есть и такие, что ждут своего часа. Одно время я активно использовала метод направленной фантазии, особенно упражнение "Цветок", а потом увлеклась другими методиками и забыла о нем, но, благодаря Кате, вспомнила. И сегодня хочу поделиться этим упражнением с читателями блога. 
Метод направленной фантазии или визуализации является мощным инструментов, способным помочь детям выразить щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Мне нередко приходится работать с детьми из асоциальных, сложных семей. Им не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. К сожалению, так бывает и в благополучных, на первый взгляд, семьях. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру, пройдя по которому ребенок может лучше разобраться в себе и признать свой внутренний мир как собственное достояние.

Упражнение "Цветок"
(В авторском варианте ребенку предлагается ряд цветных картинок с изображением разных цветов. Но у меня тогда их просто не было, поэтому иногда я спрашивала ребенка, какие цветы он знает, какие ему нравятся, и предлагала закрыть глаза и представить цветок).
Сейчас у меня уже есть небольшая коллекция цветов, поэтому предлагаю посмотреть.





А можно посмотреть здесь.

- А сейчас, дружочек, закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов и представь, будто превращаешься в один из понравившихся цветков. Ты можешь стать любым цветком, каким только захочешь.
А дальше начинаем задавать вопросы:
- В какой цветок ты превратился? 
- Он большой или маленький? Слабый или сильный?
- Как он выглядит?
- Где растет цветочек? Кто (что) его окружает?
- Кто ухаживает за цветком?
- Что нравится цветку, что он любит?
- Что ему не нравится? и т. д.
Вопросы помогают стимулировать детское воображение. Я заметила, что дети из семей, где родители пьют и не занимаются ими, часто представляют себя розой или другими цветами, которым требуется тщательный уход. Некоторые говорят, что шипами цветок защищается от врагов или пугает, чтобы "никто не лез". Была девочка, которая представила ромашку, растущую в поле. Поливали эту ромашку те, кто рядом проходил, кому жалко стало цветок. Так она и росла: мама гуляет, папа неродной, не очень хорошо относится, только бабушка и приласкает, да еще ко мне и к педагогам прибежит, чтоб прижали к себе, обняли, приголубили...
Следующий этап: "Открывай глазки, дружок, и нарисуй свой цветок на фоне окружающего пейзажа. (поясняем, если нужно, что это такое)". Можно использовать краски, мелки, карандаши. (У меня ребенок сам выбирал, что ему больше понравилось). Иногда дети в процессе рисования начинают комментировать, тогда эти слова можно записать, чтобы потом более точно проанализировать, что происходит с ребенком в реальной жизни. 
Это упражнение я использовала индивидуально с младшими школьниками. Возможен и групповой вариант работы (3-4 человека). Можно предложить и подросткам, им это тоже будет интересно. Да и со взрослыми тоже можно использовать. 
(Ирина Тузовская, газета "Школьный психолог" №9, 2007 г., с.31-32)

Еще один вариант упражнения "Цветок"

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от пяти лет.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закройте глаза и представьте прекрасный цветок.
Как он выглядит?
У него может быть длинный или короткий стебель. У него может быть много лепестков. Сколько у него листьев? Важно обратить внимание на цвет бутона. Ведь выбранный цвет может о многом в человеке нам рассказать.
Как он пахнет?
Есть ли у человека какие-либо ассоциации с этим запахом? Обратите внимание на то, что запах может быть каким угодно, вовсе не обязательно, чтобы он пах как какой-либо из известных ребенку цветков.
Где он растет? 
Цветок может расти в горах или в лесу, на лугу или около ручья. Мы косвенно сможем определить как ребенок относится к окружающему миру, насколько враждебным он ему кажется.
Что его окружает?
Цветок растет один или таких, как он, много? Его окружают цветы такого же цвета, как и он сам или другого?
Может быть, его окружает просто трава? Насколько яркая эта трава? (Во время рисования обратите внимание насколько тщательно прорисована трава, большое ли внимание ребенок уделил всему тому, что цветок окружает.)
А теперь открой глаза и попробуйте изобразить все, что представили. Какое настроение у вашего цветка? Давайте придумаем историю про него. Как он родился? Чем он занимается? Почему он именно такого цвета?
Примечания: 
1. В этом упражнении по арт-терапии важно закончить на положительной ноте, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить историю так, чтобы настроение стало хорошим. Например рассказать как вышло солнышко или как цветок радуется утренней росе и порханию бабочек. Это будет позитивный жизненный опыт, который маленький человек сможет использовать в своей дальнейшей жизни.
2. Развитие моторики тесно связано с развитием мозга (особенно речевого центра). И если упражнение предназначено для детей, то развитие мелкой моторики очень актуально. Ну, а если вы делаете это упражнение со взрослыми (у которых мелкая моторика уже развита), то эту цель можно опустить.
3.Во-первых, это упражнение на расслабление. Когда ребенок представляет себя цветком, то это как правило, очень приятно. Эмоциональный фон выравнивается. Здесь можно еще сделать акцент на дыхании. Попросить ребенка в начале упражнения сидеть расслаблено с закрытыми глазами и ровно дышать. Прогулка по цветущему лугу, даже воображаемому, несомненно, гармонизирует внутреннее состояние малыша, приносит успокоение. А далее все вопросы диагностические, ведь придумывая историю цветка ребенок фактически воспроизводит моменты из своей жизни или свои фантазии. И тут важно их отработать — проиграть. И обязательно завершить историю счастливым финалом. А еще в этом упражнении есть где разгуляться воображению.
Источник здесь.



И еще один "Цветок"
Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.
Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха...
А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...
Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...
А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения...
А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.
Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.
Анализ упражнения:
Какое растение ты себе представил?
Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
Можешь ли ты описать свой аромат?
Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
Чей цветок тебе понравился?
Источник


понедельник, 29 февраля 2016 г.

Игра "Найди зашифрованное"

Вчера я рассказала-показала одно из занятий по развитию внимания. Сегодня поделюсь еще одной игрой, которую недавно начала использовать на занятиях. Прочитала о ней в газете "Школьный психолог" № 2 за 2016 год. В основе игры слова, зашифрованные любым способом. Я взяла самый простой вариант: каждой букве алфавита соответствует своя цифра. Ребенок слова расшифровывает, а дальше находит эти предметы в кабинете психолога. 
В первый раз я зашифровала 3 слова: ангел, бабочка, традесканция. Мальчик быстро нашел бабочку (она была у него над головой),


найти ангела оказалось труднее, хотя он был на виду, практически на уровне глаз,


а вот с традесканцией все пошло наперекосяк. Ребенок просто не знал, что это такое. Я предложила узнать. Но как это сделать? Единственный вариант, который пришел ему в голову, - Интернет. Но мой рабочий компьютер, как и телефон мальчика, не подключен к сети. И ребенок завис. Пришлось подкинуть идею. Напротив моего кабинета находится библиотека, а там много книг. Есть и словари, и энциклопедии. Но... не захотелось туда идти. А задание выполнить надо. Придумал - надо позвонить маме! Но... на телефоне не оказалось денег( И все, больше в голову ничего не пришло. В конце концов договорились, что спросит у мамы и расскажет, что это такое. И ведь прибежал на следующий день довольный-довольный. Узнал все-таки, что традесканция - это цветок. Спасибо маме)
                                                      
                                                            Вот она - традесканция!

Такой вариант шифровок отлично тренирует внимание и наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте.

Другие варианты шифровок можно посмотреть здесь, а здесь можно найти подвижные игры на внимание, которые очень нравятся моим ребятам.

Расскажем об игре в Детской галерее


воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Как снеговики помогали развивать внимание

Одна из самых распространенных жалоб родителей и педагогов, с которой они обращаются к психологу, - невнимательность детей. Иногда кажется, что все беды от невнимательности. Действительно, обидно бывает, когда ребенок выполнил работу неверно, не потому, что не знает как правильно, а потому что неправильно списал, поставил не тот знак или пропустил букву в слове. Особенно часто такие ситуации случаются с младшими школьниками. Как правило, связаны они с недостаточно развитым произвольным вниманием.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно разви­ваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчи­вость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, да­же если при этом складываются неблагоприятные условия.
Если непроизвольное внимание (реакция на внешний раздражитель происходит без волевых усилий) каждому дано с рождения, то произвольное (основано на усилиях воли) мы развиваем в течение всей жизни. У младших школьников процесс произвольного внимания развит слабо, поэтому они иногда бывают рассеянны и отвлекаются на второстепенные предметы. Задача школы и родителей - развивать и тренировать внимание детей, ведь от этого во многом зависит успешность школьников. Делать это можно и дома, и на уроках, и на психологических развивающих занятиях. 
В этом году с второклассниками я провожу занятия в "Школе внимания". На одно из таких занятий к нам пришел загадочный гость.  Чтобы узнать, кто же это, нужно было расшифровать шифровку. Правда, получилась она с лишней буквой, но это нам не помешало.


В гости к ребятам пришел Снеговик. Да не простой, а волшебный. Он умеет менять цвета!


Пришел он не один, а со своими друзьями, чтобы рассказать о празднике, который будет отмечать 28 февраля. А вы знаете, что это за праздник? Оказывается, 28 февраля в России отмечается День снеговика. Много интересного узнали ребята о нашем госте и его друзьях. Мы и не догадывались, что первые снеговики были огромными свирепыми монстрами, а подобрели только в 19 в. В Румынии снеговикам надевают гирлянду из головок чеснока, чтобы отпугивать злых духов. А еще, по одной из легенд, снеговики - это ангелы, которые могут передать наши просьбы Богу. Для этого нужно слепить снеговика, прошептать ему свое желание, а когда он растает - задуманное исполнится. 
Друзья-снеговики поиграли с ребятами в игру "Что изменилось?"



Помогали искать одинаковых снеговиков

и снеговика без пары.

А еще ребята научились рисовать снеговиков двумя руками одновременно.


С ребятами из 3 класса мы тоже играли со снеговиками.

 И одинаковых находили, и считали


                                  и кубик бросали, ходили-бродили.


Игру нашла на портале "Солнышко" еще на зимних каникулах. Сначала дома поиграли, а теперь и на работе пригодилась.


А напоследок составляли слова из букв слова "СНЕГОВИК". У нас 16 слов получилось. А сколько вы составите?

Вот так мы и кругозор расширили, и внимание потренировали. Программа еще не закончилась, так что впереди у нас много интересного.

 Снеговики отправляются в Детскую галерею.



вторник, 23 февраля 2016 г.

Методика "Отчего у меня легко на сердце"

Несколько лет назад, когда начала собирать материалы для работы с младшими школьниками, приглянулась мне методика "Отчего у меня легко на сердце". Она была включена в программу по адаптации первоклассников. Но, так как наши первоклашки при поступлении в школу не умеют писать (за редким исключением), то лежала она до поры до времени и ждала своего часа. И дождалась. Правда, провела я ее не в первых классах, а в четвертых. Но полученные результаты не стали от этого менее ценными. Методика очень хорошо вписалась в занятие по духовно-нравственному воспитанию "Слушаю свое сердце".

Поделюсь некоторыми упражнениями из этого занятия. Все они были найдены в разное время в Интернете. Авторов, к сожалению, не знаю.

День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.(сердце)

Игра «хорошее – плохое»
Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. Я назову вам несколько человеческих качеств. Если вы готовы впустить их в свое сердце – радостно похлопайте, если нет – потопайте.
Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.

«Словарь мудрецов»
Издавна с сердцем связано много фразеологизмов. Что они обозначают.
Сердце сжалось (или ёкнуло) – страх, испуг.
Скрепя сердце – нехотя, против воли, желания.
Сердце ноет – грустно.
Каменное сердце – бесчувственное (жестокое.
Золотое (огромное) сердце – доброе.

Методика "Отчего у меня легко на сердце"

Цель: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности.
Оборудование: вырезанные из бумаги сердечки размером примерно 15х20 см.
Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело» на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего на сердце может быть тяжело, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то, отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне – то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишете, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.
                                                       
                               Отчего же у детей легко на сердце? Что может их порадовать?





Наши четвероклассники радуются, когда с родителями все хорошо, никто не болеет или поправился после болезни, когда похвалили и мама погладила по головке, когда родители любят и радуются успехам детей, когда мама вернулась с работы или папа позвонил (многие мужчины работают вахтовым методом и не видят семью несколько месяцев), когда подарили подарок или понравился подаренный тобой подарок, когда исполнилось желание, когда победил в соревнованиях, когда кто-то тебя простил, сделал что-то хорошее другому человеку, помог маме или папе, когда всем друзьям хорошо и весело, когда каникулы, день рождения или Новый год, когда говоришь хорошие слова, когда выиграл в футболе. Кто-то радуется, когда нет дома брата и сестры (иногда хочется побыть в одиночестве или вдвоем с мамой. В большой семье это редко получается). А еще на сердце легко от радости и любви!

Что же доставляет нашим детям огорчения?





Большинство детей огорчаются из-за плохих отметок. Учеба в этом возрасте имеет большое значение. И если одни расстраиваются, получив двойку, то другие - тройку, а для некоторых и четверка - плохая отметка. Но не только учеба может быть причиной для плохого настроения. Почти все ребята отметили, что у них тяжело на сердце, когда болеют близкие люди, когда родители надолго уезжают или задерживаются на работе, когда нагрубили родителям или обманули их. Дети расстраиваются, когда их кто-то ругает или обижает, когда ссорятся с друзьями, когда обзывают их или кого-то из друзей. Когда родители куда-то поехали, а ребенка оставили дома, да еще и гулять не разрешили. У многих детей есть домашние животные и когда у них что-то не в порядке со здоровьем, маленький хозяин переживает за своего любимца. И компьютерные игры могут огорчить, если не получается пройти нужный уровень или игра не устанавливается на компьютер.

Мамы и папы! Любите своих детей, хвалите их, радуйтесь их успехам, обнимайте и гладьте по головке. Пусть на сердце у них будет легко и радостно! 

Расскажем читателям Детской галереи об интересной методике.













вторник, 16 февраля 2016 г.

Тест "Дерево"

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Предлагаю вашему вниманию еще один интересный тест. В последние дни нам не раз  была предоставлена возможность покопаться в себе. Мы и по лесу гуляли, и дерево любви выбирали, и в глаза заглядывали. А давайте теперь просто дерево выберем и еще что-нибудь о себе узнаем!

Представьте на минутку, что вы прогуливаетесь по лесу и любуетесь деревьями. Их прекрасной кроной, формой ствола, зеленью… наиболее симпатичное деревце сможет раскрыть вам тайны о вас же самих. Итак, какое вы выберете?