вторник, 8 марта 2016 г.

Метод направленной фантазии как способ получения информации о ребенке

На написание этого поста меня вдохновила Екатерина Белова и ее серия сообщений о воображении. Когда я только начинала работать, моим верным другом и помощником была газета "Школьный психолог". На  ее страницах я находила и новые методики, и формы работы с детьми, педагогами, родителями, и программы занятий, и бесценный опыт коллег, которым они делились с читателями. Многие знания старалась применить на практике. Естественно, что-то получалось, что-то нет, одни упражнения остались в моем арсенале до сих пор, другие не прижились, есть и такие, что ждут своего часа. Одно время я активно использовала метод направленной фантазии, особенно упражнение "Цветок", а потом увлеклась другими методиками и забыла о нем, но, благодаря Кате, вспомнила. И сегодня хочу поделиться этим упражнением с читателями блога. 
Метод направленной фантазии или визуализации является мощным инструментов, способным помочь детям выразить щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Мне нередко приходится работать с детьми из асоциальных, сложных семей. Им не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. К сожалению, так бывает и в благополучных, на первый взгляд, семьях. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру, пройдя по которому ребенок может лучше разобраться в себе и признать свой внутренний мир как собственное достояние.

Упражнение "Цветок"
(В авторском варианте ребенку предлагается ряд цветных картинок с изображением разных цветов. Но у меня тогда их просто не было, поэтому иногда я спрашивала ребенка, какие цветы он знает, какие ему нравятся, и предлагала закрыть глаза и представить цветок).
Сейчас у меня уже есть небольшая коллекция цветов, поэтому предлагаю посмотреть.





А можно посмотреть здесь.

- А сейчас, дружочек, закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов и представь, будто превращаешься в один из понравившихся цветков. Ты можешь стать любым цветком, каким только захочешь.
А дальше начинаем задавать вопросы:
- В какой цветок ты превратился? 
- Он большой или маленький? Слабый или сильный?
- Как он выглядит?
- Где растет цветочек? Кто (что) его окружает?
- Кто ухаживает за цветком?
- Что нравится цветку, что он любит?
- Что ему не нравится? и т. д.
Вопросы помогают стимулировать детское воображение. Я заметила, что дети из семей, где родители пьют и не занимаются ими, часто представляют себя розой или другими цветами, которым требуется тщательный уход. Некоторые говорят, что шипами цветок защищается от врагов или пугает, чтобы "никто не лез". Была девочка, которая представила ромашку, растущую в поле. Поливали эту ромашку те, кто рядом проходил, кому жалко стало цветок. Так она и росла: мама гуляет, папа неродной, не очень хорошо относится, только бабушка и приласкает, да еще ко мне и к педагогам прибежит, чтоб прижали к себе, обняли, приголубили...
Следующий этап: "Открывай глазки, дружок, и нарисуй свой цветок на фоне окружающего пейзажа. (поясняем, если нужно, что это такое)". Можно использовать краски, мелки, карандаши. (У меня ребенок сам выбирал, что ему больше понравилось). Иногда дети в процессе рисования начинают комментировать, тогда эти слова можно записать, чтобы потом более точно проанализировать, что происходит с ребенком в реальной жизни. 
Это упражнение я использовала индивидуально с младшими школьниками. Возможен и групповой вариант работы (3-4 человека). Можно предложить и подросткам, им это тоже будет интересно. Да и со взрослыми тоже можно использовать. 
(Ирина Тузовская, газета "Школьный психолог" №9, 2007 г., с.31-32)

Еще один вариант упражнения "Цветок"

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от пяти лет.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закройте глаза и представьте прекрасный цветок.
Как он выглядит?
У него может быть длинный или короткий стебель. У него может быть много лепестков. Сколько у него листьев? Важно обратить внимание на цвет бутона. Ведь выбранный цвет может о многом в человеке нам рассказать.
Как он пахнет?
Есть ли у человека какие-либо ассоциации с этим запахом? Обратите внимание на то, что запах может быть каким угодно, вовсе не обязательно, чтобы он пах как какой-либо из известных ребенку цветков.
Где он растет? 
Цветок может расти в горах или в лесу, на лугу или около ручья. Мы косвенно сможем определить как ребенок относится к окружающему миру, насколько враждебным он ему кажется.
Что его окружает?
Цветок растет один или таких, как он, много? Его окружают цветы такого же цвета, как и он сам или другого?
Может быть, его окружает просто трава? Насколько яркая эта трава? (Во время рисования обратите внимание насколько тщательно прорисована трава, большое ли внимание ребенок уделил всему тому, что цветок окружает.)
А теперь открой глаза и попробуйте изобразить все, что представили. Какое настроение у вашего цветка? Давайте придумаем историю про него. Как он родился? Чем он занимается? Почему он именно такого цвета?
Примечания: 
1. В этом упражнении по арт-терапии важно закончить на положительной ноте, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить историю так, чтобы настроение стало хорошим. Например рассказать как вышло солнышко или как цветок радуется утренней росе и порханию бабочек. Это будет позитивный жизненный опыт, который маленький человек сможет использовать в своей дальнейшей жизни.
2. Развитие моторики тесно связано с развитием мозга (особенно речевого центра). И если упражнение предназначено для детей, то развитие мелкой моторики очень актуально. Ну, а если вы делаете это упражнение со взрослыми (у которых мелкая моторика уже развита), то эту цель можно опустить.
3.Во-первых, это упражнение на расслабление. Когда ребенок представляет себя цветком, то это как правило, очень приятно. Эмоциональный фон выравнивается. Здесь можно еще сделать акцент на дыхании. Попросить ребенка в начале упражнения сидеть расслаблено с закрытыми глазами и ровно дышать. Прогулка по цветущему лугу, даже воображаемому, несомненно, гармонизирует внутреннее состояние малыша, приносит успокоение. А далее все вопросы диагностические, ведь придумывая историю цветка ребенок фактически воспроизводит моменты из своей жизни или свои фантазии. И тут важно их отработать — проиграть. И обязательно завершить историю счастливым финалом. А еще в этом упражнении есть где разгуляться воображению.
Источник здесь.



И еще один "Цветок"
Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.
Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха...
А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...
Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...
А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения...
А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.
Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.
Анализ упражнения:
Какое растение ты себе представил?
Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
Можешь ли ты описать свой аромат?
Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
Чей цветок тебе понравился?
Источник


16 комментариев:

  1. В весенний праздничный день :) цветочное упражнение!
    Людмила Владимировна, с праздником!
    Всего самого доброго, весеннего и солнечного!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, спасибо за поздравление! Вас тоже с праздником! А упражнение специально приберегла)))

      Удалить
  2. Людмила Владимировна, с весенним праздником! Улыбок, женского счастья, море цветов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Валерьевна, и Вас с весной, солнца, тепла, хорошего настроения!

      Удалить
  3. Людмила спасибо за ваши упражнения! Очень созвучны с моими мыслями. Недавно на городском семинаре проводила МК с психологами по арт-терапии и предложила сделать свое растение. Аналог я делала с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, оказывается, мы движемся в одном направлении). Интересно было бы посмотреть на ваш вариант работы.

      Удалить
  4. Чудесная подборка упражнений, тем более такая весенняя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо. Когда еще говорить о цветах, как не весной!

      Удалить
  5. Людмила, с праздником! Радости, вдохновения и творческого полета!Здорово, что делитесь своим опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо Вам! Так получилось, что в моем месте проживания нет коллег-психологов, поэтому и делюсь опытом в блоге. Если это кому-то интересно и полезно, то не зря я все это затеяла.

      Удалить
  6. Людмила, спасибо за такое подробное описание! Обязательно воспользуюсь, как раз искала нечто похожее, а тут ваш пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, буду только рада, если упражнения пригодятся!

      Удалить
  7. С праздником Весны, Любви, Цветов. Журчание ручьев прозрачных,
    Мир пробуждая ото сна,
    Улыбкой солнца в небе мрачном
    Верх над зимой берет весна.
    Весна приносит обновленье,
    Улыбки, счастье и цветы.
    И я хочу, чтоб в день весенний
    Все-все исполнились мечты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ооо, Анна Борисовна, как приятно! Спасибо. Вас тоже с первыми весенними днями, улыбок, счастья, творческого вдохновения и успехов в работе!

      Удалить
  8. Чудесные упражнения! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!