Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаю рассказывать о занятиях с детьми с ОВЗ. У всех детей, с которыми я занимаюсь, в рекомендациях ПМПК среди прочего есть развитие пространственных представлений. Второй год мы учимся ориентироваться в пространстве и это очень и очень непросто. Коллеги-психологи, наверное, знакомы с программой "120 уроков психологического развития для младших школьников". Именно ее я взяла за основу при разработке занятий для детей с ЗПР. На одном из занятий мы играли в игру "Выполняй правильно". Кроме пространственных представлений она развивает слуховую память и речь ребенка.
Для игры необходимо подготовить игровое поле - квадрат, разделенный на клетки (10х10). Отдельные клеточки произвольно закрашиваем в синий и красный цвет.
На одной из неокрашенных клеток располагаем фишку. У нас это была игрушка из шоколадного яйца. Ребенок будет передвигать ее по клеточкам в соответствии с полученной инструкцией. Например: перейти на 2 клетки влево, затем на 1 клетку вниз. Сначала инструкцию нужно повторить, а потом передвинуть фишку на нужное количество клеточек.
Как только мы начали играть, сразу же выяснилось, что двухуровневую инструкцию дети запомнить не могут. Пришлось задание упростить. Но тут оказалось, что и лево-право у нас все время меняются местами. Может, стоит веревочку завязывать на правой руке?
А вот сейчас мы добрались до цветных клеточек) Если наша фишка попадает на синюю или красную клеточку, то нужно выполнить какое-то задание. У нас красная клеточка отвечала за математику - нужно было решить пример на сложение или вычитание. Синяя клеточка отвечала за развитие познавательных процессов. Можно подобрать самые разные задания в зависимости от целей и задач занятия. Мы, например, отгадывали загадки, искали отличия на картинках, рисовали рисунки по точкам.
Можно немного усложнить игру, заранее оговорив, когда нельзя дотрагиваться до фишки. Если в результате хода фишка покинет пределы игрового поля, то выполнять его не надо. Или задание "пустое": перейди на 3 клетки вниз, затем на 3 клетки вверх. В результате фишка вернется на то же место. в этом случае тоже нельзя до нее дотрагиваться. Тот, кто ошибся, выбывает из игры или пропускает свой ход. (В случае, если игроков было несколько и они ходили по очереди).
Дети после занятия сказали, что было трудно, но выполнять задания понравилось. Как только запомним, где левая рука, а где правая, играть будет проще. Так что в моем кабинете эта игра поселилась надолго) Коллеги и заинтересованные родители, может, и вам пригодится?
Добавимся в Детскую галерею.
На одной из неокрашенных клеток располагаем фишку. У нас это была игрушка из шоколадного яйца. Ребенок будет передвигать ее по клеточкам в соответствии с полученной инструкцией. Например: перейти на 2 клетки влево, затем на 1 клетку вниз. Сначала инструкцию нужно повторить, а потом передвинуть фишку на нужное количество клеточек.
Как только мы начали играть, сразу же выяснилось, что двухуровневую инструкцию дети запомнить не могут. Пришлось задание упростить. Но тут оказалось, что и лево-право у нас все время меняются местами. Может, стоит веревочку завязывать на правой руке?
А вот сейчас мы добрались до цветных клеточек) Если наша фишка попадает на синюю или красную клеточку, то нужно выполнить какое-то задание. У нас красная клеточка отвечала за математику - нужно было решить пример на сложение или вычитание. Синяя клеточка отвечала за развитие познавательных процессов. Можно подобрать самые разные задания в зависимости от целей и задач занятия. Мы, например, отгадывали загадки, искали отличия на картинках, рисовали рисунки по точкам.
Можно немного усложнить игру, заранее оговорив, когда нельзя дотрагиваться до фишки. Если в результате хода фишка покинет пределы игрового поля, то выполнять его не надо. Или задание "пустое": перейди на 3 клетки вниз, затем на 3 клетки вверх. В результате фишка вернется на то же место. в этом случае тоже нельзя до нее дотрагиваться. Тот, кто ошибся, выбывает из игры или пропускает свой ход. (В случае, если игроков было несколько и они ходили по очереди).
Дети после занятия сказали, что было трудно, но выполнять задания понравилось. Как только запомним, где левая рука, а где правая, играть будет проще. Так что в моем кабинете эта игра поселилась надолго) Коллеги и заинтересованные родители, может, и вам пригодится?
Добавимся в Детскую галерею.
Людмила, спасибо за идею! Ленточку рекомендуют завязывать (резиночку). Поле нарисую и будем играть - просто блеск, а не идея!
ОтветитьУдалитьАлена, наверное, так и буду делать. Может, с веревочкой быстрее запомнят) А про игру сейчас подумалось: наверное, клеточки можно не только двух цветов сделать и на каждый цвет взять определенное задание. В общем, надо подумать. Кстати, дети могут и сами варианты заданий предложить. Получится что-то типа игры в "фанты".
УдалитьЛюдмила Владимировна, здравствуйте. Отличная идея. Конечно пригодится. Спасибо за идею. Браво!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте. Хоть идея и не моя, но все равно приятно, что коллеги оценили)
УдалитьЧудесная игра получилась. Я вот что подумала,возможно, если ребята затрудняются в ориентировке на поверхности стоит относительно тела их по-практиковать. Помнится, недавно, слушала вебинар по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ, так там такая последовательность предлагалась: тело, а потом плоскость. У вас всегда настолько идеи интересные, что сразу хочется их реализовывать. Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо за информацию. Я пробовала оба варианта: и на поверхности, и относительно тела. Даже в минутки отдыха включаю задания типа "подними правую руку", "попрыгай на левой ноге" и т. п. Но пока пока результатов нет, все равно правая и левая сторона у нас путаются(
УдалитьЮленька, а мне хочется то же самое сказать про ваши идеи. Я тоже очень многое взяла у вас в блоге. Спасибо)))
Как же приятно узнавать о том, что твои идеи кому-то пригодились) Спасибо!
УдалитьПро ленточку интересная идея!! Хорошие и нужные задания!!
ОтветитьУдалитьОльга, когда второй год работаешь над одной и той же проблемой, уже хватаешься за все идеи, которые имеют хоть какое-то отношение к ее решению. Ленточку мы еще не завязывали, ориентируемся на ручку (все дети правши), но это мало помогает. Вот и было трудно было играть, потому что в направлениях путались. Может, ваши подопечные к школе их уже выучат)
УдалитьНадо же, как просто, полезно и интересно!
ОтветитьУдалить