воскресенье, 22 октября 2017 г.

Развитие моторики у детей с ОВЗ. Фрагменты занятий

Второй год я работаю с детьми с ОВЗ и провожу коррекционно-развивающие занятия. Одной из особенностей детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой развития является неразвитая моторика и нарушение координации движений. К сожалению, условия моего кабинета не позволяют развивать крупную моторику и координацию, но есть возможность для развития мелкой моторики. Каждое занятие мы начинаем с разминки для пальчиков. Это и пальчиковая гимнастика, и упражнения с массажным мячиком, и элементы мозговой гимнастики. У всех детей разный уровень развития моторики. Одним упражнения даются легко, а другим - с большим трудом. Так, с одним ребенком мы год учились делать "Колечки". Ну, никак не хотели его пальчики соединиться в колечко! 
Мне не хочется превращать сообщение в лекцию о важности и необходимости развития моторики у данной категории детей. Я хочу поделиться играми и упражнениями, которые использую на занятиях. В них нет ничего сложного и родители сами в домашних условиях могут поиграть со своими дети.

1. Игры с мозаикой.
Я использую как самостоятельное составление узоров, так и работу по образцу. 


2. Составление узоров из геометрических фигур.
Одно из занятий полностью было построено на работе с фигурами.


Сначала нужно было выбрать названные фигуры и разложить их в определенном порядке. В этом упражнении мы закрепляли названия геометрических фигур, их отличительные признаки и пространственные представления. Например, положи круг перед собой. Возьми квадрат. Почему это квадрат? Положи его справа от круга и т. д.
Уже в этом упражнении стало понятно, что не все дети знают названия фигур и с ориентацией в пространстве по-прежнему есть проблемы.


Затем нужно было разложить фигуры в таком же порядке по памяти, а потом я называла порядок расположения фигур, а дети его запоминали и раскладывали фигуры. Так как дети с особенностями в развитии, то даже такое количество фигур запомнить было сложно. 
Зато без труда сложили домик.


На следующем этапе нужно было сконструировать домик по образцу. Прежде чем приступить к работе, нужно все проанализировать и подготовить. Например, так:
- Рассмотри картинку. Что то на ней изображено?
- Какие геометрические фигуры использовали, чтобы построить домик?
- Какого цвета фигуры?
Затем составляем план.
- Расскажи, в каком порядке будем конструировать домик, изображенный на картинке? (сначала выбрать нужные фигуры, разложить их, как на образце, проверить).
- А сейчас собери домик самостоятельно.
- Проверь, получился ли такой же домик, как на образце.



3. Игры со спичками
С головоломками моим ребяткам не справиться, поэтому я взяла работу по образцу и по памяти. Но даже это некоторым очень и очень нелегко.


С большим трудом сложили что-то похожее на кустик.


А это уже другой ребенок, но с таким же диагнозом. Сразу сложил картинку и по образцу и по памяти.



4. Декоративные камешки
Знаю, что коллеги с большим успехом используют декоративные камешки. Я тоже решила попробовать. Это был фурор! Дети были в неописуемом восторге. "А что это? А где вы их взяли? Ой, какие они красивые! Вот бы мне такие домой, я бы ими все время играл и играл" Когда эмоции поутихли, мы стали украшать камешками картинки.



Трудно было удержаться, когда такие сокровища рядом лежат)



Как видите, ничего сложного. Все наши игры и упражнения можно повторить дома. Самое главное - это желание родителей заниматься, проводить время со своими детьми. Воспитывать ребенка с особенностями в развитии нелегко, но не стоит перекладывать все на плечи специалистов. Да, конечно, мы поможем, но и ждем помощи и поддержки от родителей. Если мы будем союзниками, будем работать в команде, то ребенку это только пойдет на пользу и положительная динамика в развитии обязательно будет.

Добавлю сообщение в Детскую галерею.



16 комментариев:

  1. Мне очень нравятся все Ваши идеи, Людмила Владимировна. А вот моя внученька не хочет играть со спичками. Видно, надолго запомнила, что "спички-детям не игрушка!" ЛадНо. перерастет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, когда нет ни сенсорной комнаты, ни специализированных игр и пособий, приходится использовать то, что есть под рукой. При желании всегда можно найти выход из положения. Зато все упражнения могут повторить мамы и папы. А про спички мне тоже один ребенок сказал, что ими нельзя играть и мама ему не разрешит их брать. Предложила вместо них взять счетные палочки)

      Удалить
  2. Людмила Владимировна,спасибо за опыт. Вы верно отметили реакцию детей на камешки..она именно такая всегда)))) Соглашусь с вами, что результаты деятельности всегда выше, когда идет сотрудничество с родителями. Это важно в сопровождении даже нейротипичных детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Геннадиевна, такая реакция на камешки была даже у педагогов, когда мы делали мандалы из манки. Сотрудничество с родителями - очень важная часть психологической работы. Жаль только, что нередко в психологе видят волшебника, который взмахнет волшебной палочкой или даст какую-то таблеточку и все проблемы самым чудесным образом разрешатся и самому человеку ничего делать не придется...

      Удалить
  3. Людмила Владимировна, здравствуйте. Какой кладезь полезных занятий с детками. Мелкая моторика, составная часть развития детей. Спасибо за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна. Буду только рада, если мой опыт окажется полезным для коллег и поможет в работе.

      Удалить
  4. Да, Людмила Владимировна, моторика у таких ребят требует постоянной тренировки. У меня такие же детки, только 4-х летки. Некоторые не могут просто пальчик загнуть... А украшение картинок камешками - интересно. Только что-то нигде их не встречаю в продаже(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, у меня уже второклассники и сейчас я вижу, что небольшой результат есть, но нужна постоянная тренировка. Вот каждое занятие и тренируем наши пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми. У ваших деток тоже получится, если будут систематические занятия. А камешки я покупала в магазинах, где все по одной цене. Стараюсь обязательно зайти, как только бываю по делам в городе.

      Удалить
  5. Камешки и меня заинтриговали. Отличные игры! Спасибо! МЫ - помощники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, камешки обладают невероятной притягательной силой. Так и хочется их рассматривать, перебирать в руках... Спасибо тебе за поддержку. Получить одобрение от коллег всегда приятно.

      Удалить
  6. Простые в исполнении игры, а сколько пользы!!! спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, даже самые простые предметы, которые есть в каждом доме, можно с успехом использовать для развития детей. Все педагоги это хорошо знают и применяют на практике. Стоит только пройтись по блогам коллег и можно найти материал на несколько научных работ)

      Удалить
  7. Людмила Владимировна, спасибо вам за вашу работу.
    Я вообще фанат простых игр и заданий. Очень рада, что вы добавляете свои работы в Детскую галерею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, а мне хочется сказать спасибо Вам и Жанне за такой чудесный проект. "Детская галерея" дала возможность познакомиться с активными, творческими людьми. Благодаря проекту, я открыла для себя новые блоги, а сколько интересных идей я почерпнула из них! Но нельзя же все время только брать, нужно поделиться и своими наработками, может, и мои идеи окажутся для кого-то нужными и интересными.
      До встречи в "Детской галерее".

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Да камушки это неизменно фурор и восторг, даже если дети видят их не в первый раз) У меня их целая корзинка, но я все равно продолжаю покупать еще и еще)
    А еще у бывают кристаллики неправильной формы) Детям особенно нравится придумывать на что они похожи)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Я хорошо помню реакцию своих детей, когда они впервые увидели эти камешки. Нам их подарила Алена Решетова. Младший сын просто сидел на диване и перебирал их в руках, осыпал себя камнями, как султан из восточной сказки) Сейчас у меня тоже внушительная коллекция, но все-равно стараюсь хотя бы один пакетик купить, как только попадаю в магазин. Кристаллы неправильной формы то же имеются, но мы пока не придумывали, на что они похожи. Спасибо за идею.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!