понедельник, 12 декабря 2016 г.

Цветная геометрия и дети с ОВЗ

Вот и вступил в силу ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работы у педагогов и психологов прибавилось. В нашей школе тоже есть такие детки, их немного, но работа с ними дается нелегко. Хотя радует, что нет среди них детей со сложной структурой дефекта. Сложности, в основном, связаны с тем, что нет необходимой базы для занятий. Нет методических материалов, нет программ, не хватает знаний (все-таки я не дефектолог и не специальный психолог). Много времени приходится проводить в Интернете, собирая информацию о детях с ЗПР и УО. Потихоньку, маленькими шажками продвигаемся вперед. Составляя занятия, я ориентируюсь на рекомендации ПМПК. Поскольку всем детям было рекомендовано "формирование пространственных и временных отношений", то этим мы и занялись. И здесь на помощь нам пришла "цветная геометрия". Несколько дней вырезала фигурки из цветного картона))) 


Сначала мы просто раскладывали фигуры, формируя понятия "справа-слева", "сверху-снизу", "над - под". И если "сверху-снизу" более-менее закрепили, то вот "лево-право" некоторым никак не дается. Правая и левая рука у нас все время меняются местами, да еще и каждая рука за время занятия успевает несколько раз побыть и левой, и правой. И каждое занятие приходится все начинать сначала.
Постепенно перешли к выкладыванию фигур по образцу (спасибо Алене Решетовой за напоминание о геометрической мозаике). Делаем мы это по-разному, в зависимости от возможностей ребенка. Для кого-то просто выложить такую же фигуру - высший пилотаж, а кое-кто и по памяти может сложить! 
Начинали мы, конечно, с простых изображений, с минимальным количеством деталей. Здесь я стараюсь не просто взять какую-то фигурку, а связать с остальными заданиями. Например, на одном занятии в гости приходил Снеговик, так мы и загадку отгадывали, и по точкам обводили-раскрашивали, а потом и выкладывали по образцу. 
Когда с фигурами работаем, то еще и их названия повторяем и цвета проговариваем.
А сегодня мы создавали карту сказочной страны Колобколандии (идею и конспекты занятий нашла в сети), которую придумал Колобок, сбежавший от Лисы. Ох, и тяжело же далась нам эта лиса!

Получившееся изображение сравниваем с образцом, находим отличия (если есть) и исправляем ошибки. 
Постепенно перейдем к более сложным изображениям и надеюсь, перестанем путать правую и левую сторону)))

И покажу еще мою коллекцию картинок (а вдруг кому-то пригодится). Конечно, можно распечатать готовые изображения, но когда нет цветного принтера, то и такой вариант хорош. Тем более, что на поиски картинок был потрачен не один день. Почему-то, когда они не нужны, то попадают на глаза везде, а как только начинаешь искать целенаправленно, то... А у вас так бывает?







Добавим "цветную геометрию" в Детскую галерею


9 комментариев:

  1. Людмила. картинки понравились! Сама раскрашивала? Душевность в них есть...
    Удачи! право-лево и в норме страдает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо))) Картинки, да, сама раскрашивала. Рисовать не умею, зато раскрашивать могу)))

      Удалить
  2. Тяжело теперь педагогам. У нас тоже есть такие детки))) Работаем

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не говорите, Анна Борисовна! Я порой после занятия сижу и думаю, как же бедному учителю тяжело . Но что делать - все равно учить надо. Так что, мы тоже работаем.

      Удалить
  3. Не всегда, да, есть под рукой цветной принтер, но есть желание работать, работать интересно и с пользой. Людмила, молодчина!
    А в Детскую галерею? У нас разыгрываются призы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо Вам. Конечно, можно было и в редакцию сходить, чтобы напечатать шаблоны, но это опять из собственного кармана заплатить. Да и самодельные картинки очень даже неплохо смотрятся, по-моему. И дети хорошо их принимают. И пока есть желание что-то делать - буду делать)))
      А в "Детскую галерею" добавлю обязательно.

      Удалить
  4. Людмила Владимировна, здравствуйте. Да, совершенно согласна с Аленой, что проблемы пространственной ориентировки у детей нормативно развивающихся так же часто встречается. Разница только во времени его формирования. Сама в 1006 году пришла работать на единственно открывшуюся группу для детей с ЗПР не имея опыта, достаточных знаний. Так же как и вы искала все в интернете. Мне нравилось работать с этими детками и результаты были видны. Так что желаю набраться терпения удачи в работе с детьми которые особенно нуждаются в поддержке специалиста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия. Полностью согласна и с Вами,и с Аленой. Среди школьников тоже есть дети с трудностями в пространственной ориентировке, и это не только первоклассники, но и более старшие ребята. А без хорошей базы, как материальной, так и в виде знаний, различных методик работы с детьми с проблемами в развитии трудновато приходится. У нас пока рано говорить о результатах, но я надеюсь, что они обязательно будут, будут изменения в лучшую сторону.

      Удалить
  5. Людмила Владимировна, большое спасибо за напоминание такой мозайки. Есть теперь чем заняться мне на несколько дней. Хоть у нас и блоки Дёныша есть с карточками, и Танграм, и лото геометрическое, всё же геометрическую мозайку ничто не заменит))) Буду делать)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!