воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Методика "Волшебные квадраты"

Здравствуйте, уважаемые читатели! 
Сегодня я хочу рассказать о методике, которую использую на занятиях по развитию внимания. Познакомилась с ней лет 6 назад на сайте "Открытый урок". В основе "Волшебных квадратов" лежит всем известная головоломка судоку. Кроме внимания, методика развивает логическое мышление детей. Я использую ее и на индивидуальных, и на групповых занятиях.

Задания к методике-игре построены по принципу “от простого к сложному”. Поэтому сначала ребенок должен отыскать по одной цифре в окошке, затем по 1 – 2, далее по 2 – 3 и т.д. 

Всегда начинаю с 1 уровня (пропущено по 1 цифре  в каждом маленьком квадратике). Кому-то бывает достаточно 1 карточки, чтобы понять задание, кому-то 2-3.


Затем переходим ко 2 уровню (пропущены 1-2 цифры в каждом квадратике).
Начинаем с карточки, на которой в некоторых квадратиках пропущена 1 цифра. Спрашиваю:
- С какого квадратика удобнее начинать, в котором пропущена 1 цифра или 2? Почему?
Находим такие квадратики, вставляем пропущенные числа и переходим к следующим, где пропущены по 2 цифры. (Предварительно повторяем правила: числа от 1 до 9, не повторяются в квадратиках, строчках и столбиках). Дети выполняют самостоятельно, темп работы у всех разный, я подхожу к тем, кто выполнил и проверяю. Допущенные ошибки, как правило, не показываю, говорю: "Поверь еще раз этот квадратик или эту строчку, столбик". Когда большинство ребят выполнили задание, проверяем вместе. 


Эта карточка оказалась с ошибкой (не заметила, когда набирала задание). Даша очень быстро ее обнаружила, а дальше поиск ошибки превратился в игру. Одни ребята нашли сами, другим потребовалась подсказка. А вот исправить ошибку смогли лишь 2-3 человека.




На последнем занятии стало ясно, что некоторым детям можно уже попробовать силы на 3 уровне, где пропущено по 2-3 цифры в каждом квадратике. А вот остальные продолжат работу со 2 уровнем. Пока внимание детей сосредоточено в основном на одном квадратике и они не обращают внимания на соседние, не видят, что в одной строчке или столбике оказываются одинаковые числа, даже если они находятся на соседних клеточках. Поэтому "Волшебные квадраты" останутся одним из заданий, которые я включаю в свои занятия. О результатах говорить пока рано, посмотрим, что будет после окончания программы. Пока могу сказать, что "Волшебные квадраты" детям понравились и они уже просят более сложный уровень, чтобы проверить смогут ли с ним справиться.

"Волшебные квадраты" оправляются в "Детскую галерею".









вторник, 5 апреля 2016 г.

Творческие занятия "Дорисуй инопланетянина"

Весна, весна на улице! За окном то дождь, то солнце, то снегопад и все это за один день. На работу и с работы добираемся зигзагами, обходя ручьи и лужи, уворачиваясь от встречных машин, чтобы не окатили с головы до ног грязью. Холодно, мокро... Б-р-р... Такая погода принесла свои результаты - наши учителя один за другим стали уходить на больничный, а в расписании стали появляться "дырки". Так что работы у меня прибавилось, хожу по классам, стараюсь занять ребят чем-нибудь полезным и интересным. Вот и сегодня в двух 6-ых классах провела творческие занятия. Очень вовремя нашла раскраски "Дорисуй инопланетянина". Вообще-то, я их хотела в начальной школе использовать, но оказалось, что ребятам постарше тоже интересна эта тема. Тем более, что скоро День космонавтики, а в этом году еще и 55 лет исполняется со дня первого полета человека в космос. Слов, наверное, уже достаточно. Покажу результат нашей работы.





В 6 "а" я предложила 2 варианта работы: дорисовать инопланетянина или нарисовать своего, а в 6 "в" добавился еще один - нарисуй по описанию. Было 5 вариантов карточек, на которых были перечислены особенности инопланетного существа (описание можно посмотреть здесь). На следующей фотографии как раз представлены такие пришельцы.








И несколько инопланетных друзей крупным планом.






Кроме рисунка нужно было составить небольшой рассказ о своем инопланетянине.
Как его зовут? На какой планете живет? Какой у него характер? Какими способностями обладает? 
Предполагалось, что ребята будут рассказывать о своем герое (маленькая презентация работы). Но... Боятся дети выходить к доске и представлять свою работу. Кто-то опасается насмешек, кто-то стесняется... Поэтому ограничились просто выставкой.
А я возьму на себя роль экскурсовода и немного расскажу о жителях других планет. Фантазия ребят разгулялась! Каких только имен и планет они не придумали! Вы что-нибудь слышали о планете Гупарод, а Шуба-руга-ица-да? А может, вы хотите побывать на планете Энферно или Ракомонии? А может бросить все и махнуть на Бабл? Или лучше на планету Смеха? А может все-таки в гости к доброму Юкасу на Джок? Или к Патрику на планету Пузыриков?
А еще встречи с новыми друзьями ждут Гупародак, Лоренс, Донгер, Разноцветик, Улыбчик Ракомар, Ниданит, Снежок, Крагор, Слизя и многие другие инопланетяне.
А какими способностми они обладают! Оранш изучает земную культуру и может взять под контроль любое существо. Ракомар умеет становиться невидимым. Лоренс трудолюбивый, послушный и умеет читать чужие мысли. А веселый Разноцветик перемещает предметы глазами!
Большинство инопланетян добрые и дружелюбные. Многие умеют летать, кто-то меняет цвет, а кто-то растягивается, одни умеют телепортироваться во времени, а другие ходят на 6 ногах и высоко прыгают. Кое-кто может свалить с ног своим запахом или парализует взглядом, а есть и те, кто может убить рогами. (Обратила внимание, что агрессивными способностями наградили своих героев дети, которые сами проявляют агрессию). Но все-таки улыбчивых и приветливых намного больше. И это радует!

Если вам понравились инопланетянчики, найти их можно на моей страничке ВКонтакте. Только придется прогуляться по стене. Зато можно найти много интересного)))

Отправим инопланетян в Детскую галерею.




воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Тест "Готов ли ваш ребенок к школе?"


Начался прием в 1 класс. Уже проводятся собеседования с будущими первоклассниками.

Предлагаю небольшой тест, который поможет родителям оценить готовность ребенка к школе. С помощью этого теста можно выделить некоторые проблемные моменты, которым следует уделить внимание до школы.
        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1.                 Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2.                 Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3.      Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4.      Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии
посторонних людей?
5.     Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6.     Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7.     Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
       Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
       Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
        В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Отправим тест в Детскую галерею.

пятница, 1 апреля 2016 г.

О птицах в День птиц

1 апреля... День веселых розыгрышей, шуток, смеха, веселья! А знаете ли вы, что 1 апреля отмечается  еще и Международный день птиц? Именно птицам было посвящено очередное занятие в группе развития. Но девчонки должны были об этом догадаться, расшифровав слова. А среди них оказалось одно лишнее, которое и подсказало тему занятия. 
Несколько слов об истории праздника, а дальше в игре "Снежный ком" вспоминали птиц, которых знаем. (Эту игру я часто использую для развития слуховой памяти. Мы и чемодан собирали, и подарки на Новый год получали, и на рыбалку собирались и... да много чего можно придумать! У нас эта игра пользуется успехом.)
В следующей игре - "Не пропусти птицу" - нужно было хлопнуть в ладоши, услышав название своей птицы. Сначала распределила между девочками названия птиц, а потом в быстром темпе называла. В этой игре развивается и слуховое внимание и быстрота реакции.
Названия птиц вспомнили, можно и посчитать, сколько птиц каждого вида встречается на картинке.

"Живые синонимы". В этой игре нужно было вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Например, "болтать, как... (сорока)", "ворковать, как... (голубки)", "мудрый, как ... (ворон)".
Последнее задание "Найди и раскрась" неожиданно оказалось трудным. Все девчонки в нем запутались. Оказывается, они забыли, на каком месте в числе находятся десятки, а на каком - единицы(



Ни у кого не получилось правильно раскрасить картинку. Так что нам есть над чем работать.
Так как это задание заняло много времени, то мы не успели выполнить все, что было запланировано. Продолжим на следующей неделе, а пока несколько несколько картинок с заданиями (может и вам пригодятся)))








пятница, 25 марта 2016 г.

Спичечная карусель

В деревянном домике
проживают гномики.
Все такие добряки -
раздают нам огоньки.


С этой загадки началось развивающее занятие "Спичечная карусель" в 3 классе. Само название подсказывает, что основным развивающим материалом на занятии были спички. Конечно, все знают, что спички детям не игрушка (и мы даже расшифровали и прочитали такую фразу), но наши игры со спичками никому не принесли вреда (мы же не разжигали огонь в классе!). Даже наоборот, спички помогали развивать внимание, память, мышление и воображение. 

пятница, 18 марта 2016 г.

Играем с сердечками и развиваемся

Еще в феврале реализовался у меня маленький сердечный проект. Вот только рассказать об очередной его части я долго собиралась и все-таки собралась)) Есть у меня группа третьеклакссниц, с которыми мы работаем над развитием познавательных процессов. Детям очень нравятся тематические занятия, а в феврале все они так или иначе были связаны с Днем влюбленных. Как же тут обойтись без сердечек!
Сначала я пополнила свою коллекцию: к вязаным сердечкам добавились фетровые, шелковые, бархатные и даже сердечко из меха. Мы играли в "Найди, что изменилось" и "Волшебный мешочек". Все девчонки отлично справились!


Для парной игры на внимание и зрительную память нам потребовались маленькие карточки с сердечками. 


Эту игру любят все дети, ошибок в ней почти не бывает, а вот следующее задание "Найди и раскрась" показало, что над вниманием нам еще работать и работать, а кому-то и таблицу умножения не мешает повторить. (Сердечные раскраски можно найти здесь и здесь.)



"Сосчитай-ка". С этим быстро справились.


А вот над чем пришлось потрудиться, так это "Собери сердечко". Несмотря на то, что работали в парах, сложить разрезную картинку оказалось не так уж и просто.



Было еще задумано сердечное судоку, но пока остается в планах. Может быть к следующему году и сделаю. Без дела лежать оно точно не будет - в школе всегда найдутся те, кому нужна моя помощь.

четверг, 17 марта 2016 г.

Массажные комплексы для педагогов и не только...

Поступил мне недавно запрос от одного из наших педагогов: "А проведи нам на РМО что-нибудь такое, чтобы мы расслабились..." И стала я думать, искать, что же такое подобрать, чтобы педагоги могли и от напряжения избавиться, и положительными эмоциями подзарядиться, и чтобы полученные знания на практике применить. Вообще-то, упражнений на снятие эмоционального напряжения у меня много, а в Интернете их еще больше. А когда есть из чего выбирать, то лично у меня, например, начинаются мучения: "Может это взять? Или это? А может вот упражнение точно подойдет?" И вроде бы конспект уже написала, но за ночь передумала и... утром переписала! У вас тоже так или только я без конца переделываю? 
Может и новый вариант не окончательный, не знаю еще. Но точно будет упражнение на тактильный контакт. Вот такими упражнениями и хочу поделиться. Использовать их можно и с детьми, и со взрослыми.

Упражнение «Рисунок на спине» 
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Массажный комплекс «Караван».                                                                                              

Это комплекс для спины. Участникам необходимо встать в круг друг за другом и выполнять действия, которые зачитывает ведущий.
- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).
- На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).
- На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).
- А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).
- Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).
- Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).
- И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).
- Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
- Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).
- Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).
- После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

Упражнение “Посещение зоопарка”

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают(короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду(медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее(запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Один из этих комплексов я и возьму, а какой? Поживем - увидим...