среда, 19 декабря 2018 г.

Полезности для педагогов и не только...

Готовлюсь к очередному выступлению о работе с детьми с ОВЗ. Подбираю практические упражнения, которые использую на занятиях, и решила еще и с читателями блога поделиться. Все игры и упражнения проверены на практике, детям они нравятся, положительный эффект от них есть, может быть, кому-то будут интересны и полезны.

"Нос-пол-потолок"

Цель: развитие произвольного внимания.
"Нос" - указательным пальчиком показываем на нос.
"Пол" - показываем вниз, на пол.
"Потолок" - показываем вверх, на потолок.
Педагог дает речевую инструкцию и одновременно показывает. Сначала показывает правильно (что называет, то и показывает), потом "запутывает" ребенка (называет одно, а показывает другое). Ребенок должен следовать только речевой инструкции!

"Слова и числа"

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Считаем до 10 и поочередно на каждое число называем слово на ту же букву, с которой начинается число. Например: "один" - слово на букву "О" (огурец, обруч), "два" - слово на букву "Д" (диван, друг). Каждый раз перед новым словом называем всю цепочку сначала. 

"Ходьба с хлопками"

Цель: контроль за собственной деятельностью, распределение внимания, ритмы.
Шагаем и одновременно считаем каждый раз от 1 до 4. В первый раз хлопаем в ладоши на 1,  во второй раз считаем от 1 до 4 и хлопаем уже не на 1, а на 2; в третий раз считаем и хлопаем на 3. В 4-й раз считаем и хлопаем снова на 1. На 4 никогда не хлопаем! Потом снова считаем от 1 до 4 и хлопаем на 2 и т. д.

При регулярном выполнении этого упражнения дети становятся более собранными, могут выполнять несколько действий одновременно, например, слушать учителя и списывать с доски, способны контролировать себя и свою деятельность, снижается количество импульсивных ошибок.

"Игра в города"

Эта знакомая всем с детства игра задействует многие области мозга и, в первую очередь, лобные доли. начинает активно работать префронтальная кора, именно она отвечает за контроль и программирование всей деятельности. А от этого зависит успех в школе и вообще в жизни!

Если играть всем классом, то эффект от игры увеличивается. Чем больше детей задействовано в игре, тем активнее работает мозг.

"Игры с ладошками"

"Домик"
Пальцы сжаты в кулаки, последовательно разгибаются и снова сгибаются в кулак.
В этом домике 5 этажей:
на первом живет семейство ежей, 
на втором - семейство зайчат,
на третьем - семейство рыжих бельчат,
на четвертом живет с птенцами синица,
на пятом сова - очень умная птица. 
Ну что же, пора нам обратно спуститься:
на пятом - сова, 
на четвертом - синица,
бельчата - на третьем,
зайчата - втором, 
на первом - ежи,
мы еще к ним зайдем!

Играем на столе или на полу. все слова сопровождаем действиями.
Ладошка вверх, ладошка вниз.
Ставим на бочок (ладонь ребром)
и сжимаем в кулачок.

Кулак
ребро
ладошка (хлопаем по столу или по полу)
и грибов лукошко (соединяем ладошки лодочкой).

"Цапки"

Играть в «Цапки» могут двое, трое и даже большее количество игроков, один из которых — водящий.
«Цапки» способствуют укреплению мышц пальцев и кисти рук, развитию мышечного чувства, координации движений, быстроте реакции, а так же развитию внимания, памяти, речи и воображения ребенка.
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов.
Итак, приступим...
Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:
Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба
Цап!
Или:
Под моею крышей
Жили-были мыши.
Чижик, котик, жаба
Цап!
Или:
На горе стояли зайцы
и кричали: «Прячьте пальцы!»
Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры. 

И вариант из моего детства:
Папа, мама, есть хочу.
Хлеба с маслом не хочу.
А конфетку "Ам! Никому не дам!"

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия


"Оладушки" (ладони лежат на столе: одна лицевой стороной, другая - тыльной. Не спеша меняем позицию рук. Можно проговаривать: "Один оладушек печем, другой - переворачиваем.)

"Забор - дорога" (левая ладонь лежит на столе - это дорога, правая ладонь стоит ребром - это забор. Хлопаем в ладоши и меняем позицию рук. Постепенно увеличиваем темп.)

«Чашечка и блюдечко» (одна рука становится чашечкой – кулак стоит, другая блюдечком – ладонь горизонтально, затем позиции рук меняются).

 «Запутанные пальчики» (одна рука показывает указательный пальчик, другая – мизинчик). 

«Моряк смотрит вдаль» (Правая рука приставлена ребром ладони ко лбу, как будто смотрим вдаль, прикрывая глаза от солнца. Левая рука показывает, что все классно – большой палец вверх, ладонь в кулаке. По хлопку меняем позицию рук.)


"Кулачки" (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, причем большой палец правой руки поднят вверх, а большой палец левой руки спрятан внутрь кулачка. Хлопаем в ладошки и меняем положение больших пальчиков.)

Многие упражнения подсмотрены в Инстаграме у нейропсихологов, видео можно посмотреть в ВК у Татьяны Мировской.



2 комментария:

  1. Ответы
    1. Алена, буду только рада, если предложенные упражнения помогут Вам в работе. Как раз сегодня состоялся семинар, на котором я рассказывала об особенностях взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ в школе и использовала материалы Вашей презентации. Спасибо Вам большое!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!