Дети уже второй месяц отдыхают, а я только сейчас собралась рассказать о том, как мы играли-рисовали бусами и веревочками. Интерес к бусам у меня появился благодаря Виктории Александровне Свиридовой. Знаю, что и многие коллеги тоже увлеклись бусиками и успешно используют их в работе с детьми и взрослыми. На одном из занятий по профилактике эмоционального выгорания педагоги рисовали бусами символ наступающего года. Детям я тоже предложила порисовать, и они уже было потянулись к заветной баночке с цветными карандашами, но оказалось, что они сегодня не нужны. И краски тоже не нужны, и фломастеры, и восковые мелки, и даже ладошки. Ребята перечислили все, чем мы раньше рисовали и задумались: "Чем же мы будем рисовать?" На помощь пришла загадка:
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке — … (бусы)
Как же дети удивились и обрадовались, когда увидели бусы! Конечно, мы их сначала как следует рассмотрели, подержали в руках, примерили, а уж потом начали играть. (За основу взяты игры М. И. Родиной)
"Бусы и шкатулочка"
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" (Ответы детей)
Шкатулочка открывается, бусы появляются...
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
"Вертушка"
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.
Игры - это хорошо, но я же обещала, что мы будем рисовать и дети этого ждали. И дождались.
В силу особенностей развития самостоятельно составлять узоры ребятам трудно, поэтому мы работали по образцу. Это тоже оказалось не просто, потому что бусы не хотели складываться так, как нужно, но кое-что у нас все-таки получилось.
Бантик
Цветок
Улитка
Грибок
А почему бы не попробовать самим что-нибудь нарисовать? И следующие работы дети выполняли самостоятельно, я только говорила, что нужно выложить.
Дерево
Домик
Еще один необычный материал, который можно использовать как для развития мелкой моторики, так и для развития логического и творческого мышления, это веревочки. Связала их давно из остатков пряжи и все думала, что же с ними делать. Вот и пригодились)))
На веревочку мы нанизывали бусинки из соломинок для коктейлей. Причем не просто брали бусинки, какие захотелось, а учились составлять последовательность, продолжали ряд самостоятельно по предложенному алгоритму. Попробовали как по словесной инструкции собрать бусы, так и по визуальной.
А еще веревочками можно рисовать так же, как бусами, например, такие узоры, как у нас.
Веревочки или шнурки иногда используют и педагоги на уроках обучения грамоте или на математике. Из них можно составлять контуры букв и цифр, геометрические фигуры, сравнивать по длине и по цвету, завязывать узлы, бантики, плести косички.
Попробовали мы плести самую обычную косичку из трех веревочек и оказалось это невероятно сложно, как мальчикам, так и девочкам. Но порадовало, что никто не бросил начатое дело, пусть и пальчики уставали и веревочки запутывались. Так что в следующем учебном году продолжим. Веревочек-то у меня много, на всех хватит)))
Погостим с бусами в Детской галерее.
Спасибо, что подсказали о работе с веревочками, я тоже не выбрасываю, а сейчас прекрасная идея. Бусы мне тоже очень нравятся, но проблема с покупкой книги "Бусоград..." Спасибо за идею!
ОтветитьУдалитьОльга, книги у меня тоже нет, но я нашла в сети примеры заданий и конспекты занятий. Пока мне этого хватает. Веревочками мы еще пробовали выкладывать изображения по шаблону. Дети сами выбирали рисунок, который им понравился, и прямо на изображении по контуру выкладывали.
УдалитьМоя внученька тоже любит играть с бусами и веревочками. И я вместе с ней увлеченно "рисую" узоры
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, к бусам трудно остаться равнодушной. Руки сами к ним тянутся))) Помню, в детстве очень любила все мамины бусы на себя надеть и покрасоваться перед зеркалом)))
УдалитьРисовать бусами так интересно и необычно. Мои дети рисовали привидения и вулканы)) Спасибо, Людмила Владимировна, что поделились.
ОтветитьУдалитьЕлена Валерьевна, какие необычные картины рисовали ваши дети! Мы пока более привычные цветочки,деревья попробовали выложить. Может, в следующем году тоже изобразим что-нибудь фантастическое. Тем более, что бусы детям понравились)
УдалитьЯ как-то принесла деткам в ясельку бусы - до этого лежали без дела, хотя тоже видела много идей по использованию. Дети были в таком восторге! Начали сами выкладывать узоры, потом мы бросали и смотрели, на что получилось похоже, и малыши давали такие интересные ответы, я сама удивлялась!
ОтветитьУдалитьДа, перед бусами никто не может устоять, ни дети, ни взрослые) Я иногда и не использую какие-то свои заготовленные игры, если у детей появляются свои идеи. Они могут такое придумать, до чего я бы никогда и не додумалась! Не только мы детей учим, но и они нас, и не важно,сколько им лет.
Удалить