понедельник, 10 октября 2016 г.

Рисуем зентангл и дудлинг или Новые посиделки с педагогами

Здравствуйте-здравствуйте!
Занятия с детьми идут своим чередом, а сегодня я и до педагогов добралась))) Тем более, что 10 октября отмечается День психического здоровья. Вот мы и встретились на очередном занятии по профилактике эмоционального выгорания. В этот раз я знакомила коллег с новыми техниками рисования. Забегая вперед, скажу, что несмотря на мудреные названия и зентангл и дудлинг педагогам покорились. Но, обо всем по порядку.

Сначала небольшая теоретическая часть: что такое дудлинг и зентангл, когда появились, как рисовать, чем эти техники похожи и отличаются, как можно их использовать в психолого-педагогической практике. 

Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Я уверена, что многие из вас сами рисовали дудлы, даже не подозревая об этом. Вспомните, может быть, во время телефонного разговора или на каком-то совещании, а может еще в школе на скучном уроке, вы рисовали на полях тетрадки или на любом клочке бумаги, оказавшемся под рукой, какие-то линии, фигуры, закорючки? Любые бессознательные узоры, нарисованные таким образом, будут дудлами. Из них могут складываться сложнейшие композиции.


Следующий вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).

В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. 

Техники похожи, но между ними все же есть различия. Узоры в обеих используются самые простые, но в дудлинге рисование происходит на подсознательном уровне, а в зентангле – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.


У зентангла и дудлинга много достоинств, которые делают их интересными не только психологам, но и педагогам. Например:
борьба с бессонницей,
появляется вдохновение,
повышается самооценка,
помогает успокоиться и справиться со страхами ,
делает вас более уравновешенным, снимает стресс,
воспитывает и развивает творческие способности,
развивается твердость руки, глазомер,
улучшает почерк, 
повышает внимательность,
восстанавливает, разрабатывает мелкую моторику,
вы расслабляетесь и получаете удовольствие,
терапия (в последнее время Zentangle широко применяется в медицине. Вот некоторые области его применения: лечение от наркомании, восстановление после инсульта, снятие стресса, повышение самоуважения, развитие коммуникативных способностей),
концентрирует внимание,
разминка и развитие художественных способностей,

А дальше мы приступили к практике. Сначала, ориентируясь на предложенные образцы узоров, попробовали свои силы на черновиках, а затем начали создавать шедевры. Да-да, я нисколько не преувеличиваю! У всех получились великолепные работы! Ни одной одинаковой, хотя все расписывали листочки.
Такими они были

А через несколько минут волшебным образом преобразились




И сразу на всеобщее обозрение)))

Таким было первое знакомство и первый опыт рисования в стиле зентангл. Мне кажется, у нас получилось. А как вы считаете, уважаемые читатели?

При подготовке к занятию были использованы материалы сайта Страна мастеров
Статья Е. Клименко "Арт-терапия в действии" http://www.deti-club.ru/art-terapiya-v-dejjstvii-primenyaem-dudling-i-zentangl


12 комментариев:

  1. Супер! Просто блеск! Придумалось: детям квадратики раздать, а потом общую картину сотворить и группу украшать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, да, здорово будет! Особенно, если картинки раскрашивать фломастерами. Дети любят яркие краски.
      И спасибо за такую оценку занятия. Мне очень прияяятно)))

      Удалить
  2. Ой как интересно)))) А у меня фантазии бы не хватило так классно рисовать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересно и увлекательно. А насчет фантазии - это Вы зря на себя наговариваете. У нас были образцы узоров, которые используются в зентангле. С такой подсказкой любой нарисует))) А в процессе творчества и собственная фантазия просыпается, и получаются уникальные, неповторимые рисунки. Второй такой нарисовать не получится.

      Удалить
  3. А я иногда нечто похожее творю, когда присутствую на мероприятиях, где мне не совсем комфортно, но нужно быть))) Но вот из отдельных рисунков "пазл" еще не складывала

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, когда я о дудлинге рассказывала, все педагоги кивали головами, а некоторые даже показывали свои ежедневники с рисунками. Так что Вы в этом не одиноки))) Дудлинг в таких случаях помогает не потерять концентрацию и не задремать, а еще позволяет не расходовать слишком много мыслительной энергии на обработку информации.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Современные арт-техники способны творить чудеса - развивают творческое восприятие, снижают психоэмоциональное напряжение...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью согласна с Вами, Виктория Александровна. Вот и педагоги мои отметили, что рисование в такой технике очень хорошо снимает напряжение, расслабляет, успокаивает. После напряженного трудового дня - это именно то, что нужно.

      Удалить
  5. Людмила Владимировна, беру в копилку!!! Благодарю за знакомство со столь велликолепной техникой. Теперь я знаю, как будут расслабляться мамы во время наших занятий... пока дети трудятся)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я в восторге от этой техники! В моей копилке она уже поселилась))) Надеюсь, у вас тоже приживется))) И мамочкам будет чем заняться, пока у деток свои дела.

      Удалить
  6. Надо же - и правда шедевры! Как долго педагоги рисовали ? Надо будет иметь в виду. Спасибо за разъяснение техники. Слова знакомые, модные, на слуху, но точного значения не знала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, рисовали недолго, минут 15-20. Я рассчитывала уложиться в урок, 45 минут (вместе с теорией). Но мы закончили даже быстрее. Время рисования зависит от величины раскраски и количества элементов, которые будут использованы. У нас были небольшие листочки, поэтому нарисовали быстро.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!