Здравствуйте-здравствуйте!
Занятия с детьми идут своим чередом, а сегодня я и до педагогов добралась))) Тем более, что 10 октября отмечается День психического здоровья. Вот мы и встретились на очередном занятии по профилактике эмоционального выгорания. В этот раз я знакомила коллег с новыми техниками рисования. Забегая вперед, скажу, что несмотря на мудреные названия и зентангл и дудлинг педагогам покорились. Но, обо всем по порядку.
Сначала небольшая теоретическая часть: что такое дудлинг и зентангл, когда появились, как рисовать, чем эти техники похожи и отличаются, как можно их использовать в психолого-педагогической практике.
Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Я уверена, что многие из вас сами рисовали дудлы, даже не подозревая об этом. Вспомните, может быть, во время телефонного разговора или на каком-то совещании, а может еще в школе на скучном уроке, вы рисовали на полях тетрадки или на любом клочке бумаги, оказавшемся под рукой, какие-то линии, фигуры, закорючки? Любые бессознательные узоры, нарисованные таким образом, будут дудлами. Из них могут складываться сложнейшие композиции.
Следующий вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.
Техники похожи, но между ними все же есть различия. Узоры в обеих используются самые простые, но в дудлинге рисование происходит на подсознательном уровне, а в зентангле – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
У зентангла и дудлинга много достоинств, которые делают их интересными не только психологам, но и педагогам. Например:
• борьба с бессонницей,
• появляется вдохновение,
• повышается самооценка,
• помогает успокоиться и справиться со страхами ,
• делает вас более уравновешенным, снимает стресс,
• воспитывает и развивает творческие способности,
• развивается твердость руки, глазомер,
• улучшает почерк,
• повышает внимательность,
• восстанавливает, разрабатывает мелкую моторику,
• вы расслабляетесь и получаете удовольствие,
• терапия (в последнее время Zentangle широко применяется в медицине. Вот некоторые области его применения: лечение от наркомании, восстановление после инсульта, снятие стресса, повышение самоуважения, развитие коммуникативных способностей),
• концентрирует внимание,
• разминка и развитие художественных способностей,
А дальше мы приступили к практике. Сначала, ориентируясь на предложенные образцы узоров, попробовали свои силы на черновиках, а затем начали создавать шедевры. Да-да, я нисколько не преувеличиваю! У всех получились великолепные работы! Ни одной одинаковой, хотя все расписывали листочки.
Такими они были
А через несколько минут волшебным образом преобразились
И сразу на всеобщее обозрение)))
Таким было первое знакомство и первый опыт рисования в стиле зентангл. Мне кажется, у нас получилось. А как вы считаете, уважаемые читатели?
При подготовке к занятию были использованы материалы сайта Страна мастеров,
Статья Е. Клименко "Арт-терапия в действии" http://www.deti-club.ru/art-terapiya-v-dejjstvii-primenyaem-dudling-i-zentangl
Супер! Просто блеск! Придумалось: детям квадратики раздать, а потом общую картину сотворить и группу украшать.
ОтветитьУдалитьАлена, да, здорово будет! Особенно, если картинки раскрашивать фломастерами. Дети любят яркие краски.
УдалитьИ спасибо за такую оценку занятия. Мне очень прияяятно)))
Ой как интересно)))) А у меня фантазии бы не хватило так классно рисовать!!!
ОтветитьУдалитьОчень интересно и увлекательно. А насчет фантазии - это Вы зря на себя наговариваете. У нас были образцы узоров, которые используются в зентангле. С такой подсказкой любой нарисует))) А в процессе творчества и собственная фантазия просыпается, и получаются уникальные, неповторимые рисунки. Второй такой нарисовать не получится.
УдалитьА я иногда нечто похожее творю, когда присутствую на мероприятиях, где мне не совсем комфортно, но нужно быть))) Но вот из отдельных рисунков "пазл" еще не складывала
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, когда я о дудлинге рассказывала, все педагоги кивали головами, а некоторые даже показывали свои ежедневники с рисунками. Так что Вы в этом не одиноки))) Дудлинг в таких случаях помогает не потерять концентрацию и не задремать, а еще позволяет не расходовать слишком много мыслительной энергии на обработку информации.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна!
ОтветитьУдалитьСовременные арт-техники способны творить чудеса - развивают творческое восприятие, снижают психоэмоциональное напряжение...
Полностью согласна с Вами, Виктория Александровна. Вот и педагоги мои отметили, что рисование в такой технике очень хорошо снимает напряжение, расслабляет, успокаивает. После напряженного трудового дня - это именно то, что нужно.
УдалитьЛюдмила Владимировна, беру в копилку!!! Благодарю за знакомство со столь велликолепной техникой. Теперь я знаю, как будут расслабляться мамы во время наших занятий... пока дети трудятся)))
ОтветитьУдалитьМарина, я в восторге от этой техники! В моей копилке она уже поселилась))) Надеюсь, у вас тоже приживется))) И мамочкам будет чем заняться, пока у деток свои дела.
УдалитьНадо же - и правда шедевры! Как долго педагоги рисовали ? Надо будет иметь в виду. Спасибо за разъяснение техники. Слова знакомые, модные, на слуху, но точного значения не знала.
ОтветитьУдалитьАлена, рисовали недолго, минут 15-20. Я рассчитывала уложиться в урок, 45 минут (вместе с теорией). Но мы закончили даже быстрее. Время рисования зависит от величины раскраски и количества элементов, которые будут использованы. У нас были небольшие листочки, поэтому нарисовали быстро.
Удалить