Каждый год в ноябре мы проводим неделю толерантности. И каждый раз хочется придумать что-то интересное, необычное. В этом году с девятиклассниками мы говорили о стереотипах в восприятии людей разных профессий, наций, народностей. Сначала по описанию отгадывали о ком идет речь. Например: спортивен, любит традиции (пятичасовой чай), консервативен, специфический юмор. Какая национальность? Или: лохматый, неаккуратный почерк, всегда опаздывает. Какие оценки у такого ученика?
Потом сами составляли словесный портрет типичного военного, учителя, итальянца и т.д. А в конце классного часа было творческое задание. Ребята прослушали описание двух фантастических стран и нарисовали их жителей.
Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Она находится на острове, омываемом Мансарийским океаном. Жители Фоймании - замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Фоймании в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год - там тепло и солнечно, дует теплый ветер.
Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Эта страна расположена на другом острове, омываемом Кайтарийским океаном. Жители Цеймании - очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. на работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветреная, дождливая, холодная. ( Программа "Я подросток" А. Микляева).
Нарисовали, внимательно рассмотрели рисунки друг друга и пришли к выводу, что все фойманы улыбающиеся, доброжелательные люди, а цейманы выглядят не очень приятно. Вот так, только по описанию стран, мы составили представление о внешнем виде их жителей. Так и в жизни, стереотипы влияют на наше восприятие других людей. и зачастую они оказываются неверными, ошибочными.
Людмила, как интересный материал! Я люблю подобные задания, мы часто, когда едем с семьей куда-нибудь, то играем в словесные игры.
ОтветитьУдалитьСпортивен, любит традиции (пятичасовой чай), консервативен, специфический юмор. Какая национальность? А, действительно, какая?
И про стереотипы. Да, они настолько глубоко сидят в нашем сознании, очень трудно перестроиться...
Жанна, речь идет об англичанах. Могу еще предложить из этого же занятия. Представьте акулу и пчелу. Кто из них убийца? Мои школьники дали правильный ответ.
УдалитьА стереотипы иногда еще в детстве начинают формироваться и изменить свое мнение бывает очень нелегко. Полностью согласна с вами.
какое замечательное начинание! Крайне важно в нынешней политической ситуации развивать в детях толерантность.
УдалитьА про пчелу и акулу Вы в тупик поставили. Кто же убийца?
Алена, спасибо, что заглянули) Что касается вопроса: от укусов пчел погибает намного больше людей, чем от зубов акулы.
УдалитьДа, иногда стереотипы так нам мешают, особенно, если нужно принять верное решение)))
ОтветитьУдалитьДа, Анна Борисовна, стереотипы сильны и живучи. И в нашей учительской профессии их тоже хватает.
УдалитьСтереотипы, интересно... когда мир от них отойдет. Сейчас много об этом говорят. Но пока, все строится именно на стереотипах.
ОтветитьУдалитьВиктория, может быть, когда-нибудь и получится отойти от стереотипов. Хотя сделать это очень непросто.
УдалитьОчень интересная тема. И так хорошо проработали! Стереотипы нам с одной стороны облегчают жизнь, а с другой ограничивают. Найти баланс, понять где польза, а где вред - это самое важное.
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо за проявленный интерес к теме. Некоторые стереотипы начинают формироваться еще в детстве и сопровождают человека всю жизнь. Баланс, конечно, нужен, но иногда так трудно его найти.
Удалить