пятница, 8 сентября 2017 г.

Учим писать без ошибок

Тот, кто работает в школе и проводит свободное время в учительской, наверняка знает одну из самых распространенных жалоб учителей русского языка: "Как же  мне его учить, если он даже списать с доски/учебника не может?!" Да и родители нередко возмущаются, видя количество ошибок, допущенных ребенком при списывании текста из учебника.

Переписывать текст в тетрадь ребенку приходится в любом классе, начиная с первого. И очень часто, дети допускают много ошибок при списывании. Многим проще написать диктант, чем просто списать текст. И это неудивительно, так как списывание процесс более трудоемкий, чем письмо под диктовку. Очень часто дети просто не знают, как списывать и делают это неправильно. А вот если ребенка научить списывать эффективно, то ошибок будет гораздо меньше или не будет совсем. Причем сделать это могут сами родители. Но нужно иметь в виду, что одним днем здесь не обойтись. 

Как научить ребенка списывать текст без ошибок очень подробно и понятно рассказывает Татьяна Джало на сайте "Читалочка". Я давно искала подобный материал, поэтому спешу поделиться с читателями блога. Думаю, что тема интересна не только мне.



"Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема.  Сегодня я хочу  затронуть  вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто?Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.

Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.

Все кажется  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше рано.  Если ребенок научится писать  без ошибок, списывать правильно, тогда у  него  сразу будет формироваться  правильная позиция  успешного ученика и учиться ему будет легко" .

На сайте ЧИТАЛОЧКА в рубриках Школьные секреты и Советы родителям есть много материалов, которые помогут родителям в той или иной ситуации.

Поделюсь материалом с читателями Детской галереи.


4 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Не знаю, как для кого, а для моих ребят списывание - проблема! В нашей программе "Начальная школа 21 века" в учебнике русского языка 1 класса есть памятка по списыванию. Четкая, хорошая. Спроси - каждый знает назубок! А на практике - беда! Попробуем воспользоваться Вашими советами. Надеемся!... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Списывание для многих ребят является проблемой, тем более для первоклассников, которые только осваивают этот вид работы. И с правилами всегда интересно получается: спроси - расскажут и примеры приведут, а вот на практике не видят, не применяют, не замечают, что в слове есть орфограмма, о которой только что рассказывали...
      Мне очень хочется верить, что предложенный алгоритм поможет Вашим ученикам научиться грамотному письму.

      Удалить
  2. Людмила Владимировна, огромное спасибо вам за этот материал и знакомство с полезным сайтом! Беру все на заметку. Артур как раз пошел в первый класс, так что нам эта информация очень понадобится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, надеюсь, у Вашего первоклассника все получится и писать он будет красиво и правильно. Есть такой старый прием обучения безошибочному письму, когда ребенок каждый день читает текст так, как он пишется, т. е. соблюдая все орфограммы. Например, пОкатился КОлОбок по дОроЖке, зуБ, лесТница. Рекомендуется начинать с 5 минут в день и читать обязательно вслух. Лучше, если это будет какая-то интересная для ребенка книга.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!