вторник, 27 января 2015 г.

Уроки психологии. Поговорим о самооценке

Еще вчера, когда готовилась к занятию, хотела о нем рассказать в блоге, поделиться некоторыми упражнениями, которые использую. Написался пост очень легко, а вот с названием пришлось помучиться. Ни одно не нравилось. В конце концов назвала "Уроки психологии". Хотя слово уроки относительно психологии мне не очень нравится. Скорее развивающее занятие, психологический час, час общения и т. п. В общем, просто расскажу о своей работе с детьми в 5 классе.

Мы говорили о самооценке, о том, что это такое, какая она бывает и оценивали себя.
Началось занятие с игры-разминки "Те, кто.." В условиях класса ребята не менялись местами, а выполняли разные действия: хлопали в ладоши, вставали, кивали головой, подмигивали и т. д.
Следующее задание было сложнее. Упражнение называлось "Образ Я". Ребятам нужно было нарисовать своё "Я". Сделать это непросто, но мы справились. Только один ребенок ничего не нарисовал.
Приведу текст к этому заданию, может быть кого-то заинтересует (к сожалению, не могу указать источник, в моих записях его не было).
"В каждом человеке, в том числе и в нас с вами, внутри живет необыкновенное существо. Это такой маленький живой комочек, который реагирует на все жизненные ситуации. Закройте глаза и представьте себе его.
Какой он? Он может менять свой цвет и формы в зависимости от того, как он себя чувствует в жизни. Он может быть мягким и пушистым, когда ему хорошо и приятно. Он может стать черным, холодным и твердым, как камень, когда его никто не понимает, а только все ругают. Он может становиться большим и ярким, когда ему весело. Он может вдруг стать колючим и металлическим, когда его обижают и ему больно. Этот маленький живой комочек - наше "Я". Он живет в нас всегда: когда мы спим, и когда бодрствуем, когда решаем какие-то проблемы и когда просто счастливы." Открываем глаза. Нарисуйте, как выглядит ваше "Я" сегодня.  
 
                                           Так представляют своё "Я" мальчики.
 
А это "Я" девочек.
 
Как вы думаете, а этот образ "Я" кому принадлежит?
 
Если вы, как и я, подумали, что это рисунок девочки, то ошиблись. Это рисовал мальчик. Сначала я удивилась, но потом вспомнила все, что знаю об этом ребенке и всё встало на свои места.
                                                      Эти "Я" сидят за одной партой.
 
Есть у нас и такое "Я".
 
И вот такое.
 
Нарисовали, посмотрели друг у друга, посмеялись, повеселились и стали слушать сказку
"Я - могу!" Не просто слушали, еще искали ответ на вопрос: "Какая самооценка была у героя сказки сначала и что с произошло потом?"
 
Дальше работало наше воображение. Предлагаю и вам, уважаемые читатели, проверить себя.
Представьте высокую-высокую гору. На этой горе есть 3 пещеры. Одна находится на самой вершине горы, вторая посередине, а третья внизу, у подножия. Быстро спрячьте своё "Я" в одну из пещер.
Если вы спрятали свое "Я" у подножия горы, то вы человек с заниженной самооценкой. Если ваша самооценка нормальная, адекватная - в середине, а если у вас завышенная самооценка, то вы спрячетесь в пещере на вершине горы.
 
Конечно, результаты этого теста не стоит воспринимать слишком серьезно. Но, может быть, они заставят задуматься, послужат толчком для работы над собой.
 
Завершился классный час еще одним тестом на самооценку, на этот раз серьезным, результаты которого позволят построить работу с классом или отдельными учащимися в дальнейшем.
 
 

 

 
 
 

4 комментария:

  1. Людмила, очень интересно! Спасибо за методику! Я мало работаю со школьниками и поэтому мне все интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, рисунки зацепили. Спасибо! Сказку "Я - могу!" очень хочется прочесть. Сейчас очень актуально для меня.

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, эта сказка есть в книге О. Хухлаевой "Тропинка к своему Я. 5-6 класс". Называется она "Фламинго, или Скала желаний". В том варианте, который я использовала, немного другое окончание, не говорится о Скале желаний. Вот полный вариант сказки. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/399

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!