воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Отметки приходят в гости

Что чаще всего вспоминается нам из школьной жизни? Увлекательные уроки любимых учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки — заслуженные и незаслуженные, четвертные и текущие, в тетрадках и в классном журнале.  Чаще всего наиболее значимым становится не сама отметка, а отношение к ней ребенка и его родителей.

Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка трансформируется ребенком в представление: «я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы.

Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам и пап, бабушек и дедушек.

Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как? Что ты сегодня получил?» — родители порой не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо читаю». Такая тенденция может закрепиться, если родителей огорчают его неудачи.

Одна из особенностей российского менталитета заключается в том, что на протяжении многих лет у нас было принято воспитывать детей на критике. Успело вырасти не одно поколение, для которого обучающая роль ошибки свелась к минимуму. Психолого-педагогические исследования последних лет подтверждают, что одной из основных причин школьной тревожности в настоящее время является боязнь сделать ошибку. Это связано с тем, что в педагогической практике ошибка расценивалась как нечто, заслуживающее наказания, а не как неотъемлемая часть любой новой деятельности.

 Понимая, что на психологах и педагогах лежит высокая ответственность за формирование уверенного в себе, успешного и высокореализованного человека, психологическая служба НОУ «Ломоносовская школа» разработала профилактическую программу по снижению негативного влияния оценки на ученика.

В психологической программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая роль. Ошибка — не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к самоизменению.

Программа предполагает несколько обучающих блоков. Один из них — работа с родителями в форме дискуссионных круглых столов, второй — серия групповых занятий для второклассников «Отметки приходят в гости». Третьим блоком является индивидуальная работа с теми детьми, для которых высокая тревожность, страх ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой.

Для достижения профилактических целей на занятиях используются совершенно разные методы — арт-терапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и специально организованные дискуссии. Особый интерес вызывают у ребят авторские сказки, которые психолог читает и обсуждает вместе с ребятами.

Цели программы:
• развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок;
• формирование позитивного образа «Я».

 История 1. Познакомьтесь, я - Пятерка!
     "Если выучил урок, я к тебе в дневник "Прыг-скок".
Первой отметкой, которая пришла к ребятам в гости, была Пятерка. Ее роль исполнял учитель. Пятерка - любимая отметка не только учеников, но и их родителей. Именно ее они хотят видеть в дневниках и тетрадках. Пятерка - это успех. А вместе с успехом приходят гордость и хвастовство.
В групповой работе ребята выяснили, что пятерка не делает человека лучше, не добавляет ему друзей, а отсутствие пятерок не означает, что он плохой и с ним нельзя дружить.
Сказка об учениках лесной школы помогла ребятам понять, что если ты получил "5", а твои друзья "3" или "4", то нельзя над ними смеяться и дразнить, т.к. они могут обидеться и не захотят с тобой дружить.
Все вместе мы искали ответ на вопрос: "Можно ли гордиться своими пятерками?" и пришли к выводу, что гордиться пятерками можно, но только честными, заслуженными, если ты потрудился, приложил усилия. И даже в этом случае не стоит хвастаться и смеяться над другими.
А в конце занятия все ребята нарисовали рисунки про пятерку и устроили выставку.

                                                                        2 "в" класс


 
2 "а" класс
 
 
 
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!