До начала учебного года осталось меньше двух недель. Кто-то ждет 1 сентября с радостью и нетерпением, а кто-то волнуется и переживает. Причем эти состояния могут сменять друг друга и испытывать их могут как дети, так и родители. Почему так происходит и как снизить напряжение первых учебных дней и недель, рассказывает в своих лекциях известный психолог и педагог Людмила Петрановская.
Начало учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?
Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.
Если в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в школе у ребенка?» И как-то разобраться.
В целом же, если есть какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается. То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.
Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму.
Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности.
Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю ребенок не был чересчур нагружен, не оставался в продленке.
Многие дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность отдохнуть днем.
Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой.
Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.
Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.
Важно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть, помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.
Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.
Если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся - выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно, нужно разбираться, защищать ребенка.
Если же все просто в категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая, о которой ты говорил».
В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ПЕРВЫЕ ДНИ УЧЕБНОГО ГОДА:
Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.
Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.
Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.
Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе в первый учебный день, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.
Важно, чтобы в первые дни любой ребенок получил опыт успеха. Что-то, что у него получилось. Что-то, за что его похвалили. Хороший учитель будет обязательно такие задания давать и обязательно эту положительную обратную связь давать, чтобы в первые же дни был вот этот опыт успеха.
А что же тут могут сделать родители?
1. Родители могут обращать внимание ребенка на опыт успеха
🌱На то, как он обернул учебники.
🌱На то, как он красиво подобрал тетради с красивыми картинками на обложке.
🌱На то, как он сам утром проснулся и хорошо собрался.
На что угодно. Для нас тут не так важно, что это будет.
Важно, чтобы в период адаптации обязательно был вот этот опыт успеха.
- Сколько ты в первый день ты запомнил имен своих одноклассников?
- Сможешь ли ты завтра запомнить столько же или вдруг даже больше у тебя получится?
- Ты уже научился находить свой класс с первой же попытки, да, это круто.
Любой опыт успеха очень сильно скрашивает адаптационную нагрузку.
Да и сразу нам становится жить веселее.
2. Дальше внимание физиологическому состоянию.
🌱Ребенок должен регулярно есть.
🌱Если это маленький ребенок, первые классы или ослабленный ребенок, очень желательно дневной сон короткий, после учебы не садиться сразу за уроки.
Поспать или полежать, или какую-нибудь книжку почитать расслабленную для перезагрузки.
🌱Очень важно гулять. Это важно, для того, чтобы адаптация происходила лучше, легче и для того, чтобы сил на нее хватило.
В среднем где-то месяц-полтора-два уходит на адаптацию.
В это время, пожалуйста, не думайте о том, как ваш ребенок справляется, не справляется, учится, не учится.
В это время все его силы тратятся не на учебу, а на адаптацию.
Никакой учебы во время адаптации не происходит. Это и дети так устроены, и взрослые. Это нестрашно.
Наша задача сделать мягкий вход, смотреть за состоянием ребенка, смотреть, чтобы он не был переутомлен.
Итак: сон, еда, позитивный ровный настрой, поддержка, обращение внимания на успехи.
Больше внимание не на “смог ты ответить или не смог”, а на “как тебе было”, “что было интересного”, “кто что сказал”
Больше внимания на такой вот человеческий фактор.
В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.
Из цикла Людмилы Петрановской «ОПЯТЬ ДВОЙКА: идём в школу без стресса»
Вашим советам цены нет! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса! Очень рада новому читателю блога) Приятно, что рекомендации оказались полезными. Поблагодарим за них автора - Людмилу Петрановскую. Часто использую ее статьи и книги в своей работе.
УдалитьDesert Sun Casino | Temecula, CA | Temecula, CA
ОтветитьУдалитьDesert Sun is a 샌즈카지노 5-star entertainment destination with more 카지노사이트 than a 온카지노 thousand ways to win and a casino and a state-of-the-art golf course.