воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Как мы играли в архитектора

Наверное, у каждого педагога и психолога есть не одна методичка или программа с подробными конспектами занятий. Есть такие разработки и у меня. Но, думаю, коллеги со мной согласятся, в каждое занятие или урок мы вносим что-то свое, адаптируем, модифицируем под свои цели и задачи, даже под конкретных детей. Так произошло и с занятиями по развитию пространственных представлений и наглядно-образного мышления. Упражнения, предложенные в программе, не очень мне понравились, показались сложными для детей с задержкой развития, поэтому я основательно изменила содержание занятия, подобрав игры, позволяющие решать поставленные задачи. В результате это вылилось в небольшое знакомство с профессией архитектора.


Кто такой архитектор, дети не знали, поэтому я немного рассказала об этой профессии.
Архитектор - это человек, который придумывает, как строить здания и рисует для них чертежи. А потом эти чертежи "читают" строители и строят по ним то здание, которое было задумано. Значит, чтобы стать архитектором, мало уметь придумать красивый дом, надо еще научиться так его рисовать, чтобы строителям было понятно, как его строить. На чертеже архитектор показывает, как выглядит здание сверху, сбоку, сзади. Он должен хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ.
Прежде, чем приступить к основной части занятия, мы сделали полезную для будущих архитекторов зарядку "Слева-справа":
Знают дети все на свете
все, что есть у человека:
Правая рука, левая рука.
правая нога, левая нога. 
Правый глаз, левый глаз.
Их полечим мы сейчас. (массаж пальчиками вокруг глаз)
Справа - ухо (массаж мочки уха), 
справа бок, правое колено.
То же самое сейчас 
мы покажем слева.
Слева - ухо, слева - бок, 
левое колено.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Снова влево, снова вправо.
Влево-вправо, влево-вправо.
Молодцы! Все верно!
Все архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом мы обычно тренируемся, когда собираем из деталей конструктора какое-либо сооружение.
Следующим этапом занятия как раз и была работа с конструктором. Самое простое задание - собрать дом-башню по предложенной схеме.



Собирали башни и по словесной инструкции, а еще по памяти. Причем запоминали ребята, как схему-картинку (зрительная память), так и вербальную инструкцию (слуховая память).

Хорошо вписалась в занятие и работа с танграмом. Сначала ребята пытались сложить дом из любых 2, 3, 4 элементов.



А потом выбирали схему и строили свой дом.


И слушали сказку. О доме, конечно.
Жил-был дом. С красивым крылечком, большими окнами, надежной крышей, доброй печью и трубой. Дом как дом. Немного сказочный и волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался, потому что в нем не было жильцов. но вот однажды в нем поселились люди. Хозяйка стала наводить порядок, а хозяин следил, чтобы все в нем было исправно. И Дом немного встрепенулся, ожил. Но ему все равно было грустно. Наверное, не хватало Дому детского смеха, игр, улыбок. 
Так и случилось. когда в доме появились дети, Дом ожил, заулыбался озорной широкой улыбкой.

Чтобы построенный дом не грустил, нужно поселить в нем жителей, и ребята это сделали. В нашем доме живут Точка, Галочка и Палочка.


Чтобы жителям было удобно и уютно жить, нужна мебель. И я очень кстати купила детский журнал, на одной из страниц которого, как раз нужно было расставить мебель в комнате. Такой удачей я не могла не воспользоваться! А у ребят появилась возможность попробовать себя в роли дизайнеров. Вся мебель и детали интерьера вырезаны и приклеены на картон, так что игра получилась многоразовая. Мы еще и расположение предметов в пространстве проговорили.


Раз в доме есть дети, то у них должны быть игрушки, например, такая пирамидка. А на какой схеме она изображена, найдете? Постарайтесь и кресло найти, схему которого сделал хозяин дома. 


Мы много трудились, устали, неплохо было бы отдохнуть, сделать зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. 
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

А на память о занятии каждый ребенок сделал домик-оригами.


Вот так, в игре, мы и познакомились с профессией архитектора, а еще попробовали себя в роли дизайнеров и строителей.

Расскажу о наших играх в Детской галерее.


12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Очень интересное и насыщенное занятие! Наверно, после этого дети захотели стать архитекторами! Вот так, в игре начинаются детские мечты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Одним занятием я не ограничилась) Не знаю, появилось ли у детей желание стать архитектором, но представление об этой профессии они получили.

      Удалить
  2. Классно играли. Понравился домик-оригами, беру на заметку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна. Домик я еще в прошлом году присмотрела, но как-то не было повода его сделать, а тут все сошлось. Складывается он очень просто, а вариантов убранства может быть очень много, есть где фантазии разгуляться.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Очень интересно побывать в роли архитектора! Понравились карточки со схемами, игры и оригами-домик. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Согласна, что очень интересно побыть архитектором, пусть даже в игре. Карточек для игр с конструктором очень много в интернете, есть и шаблоны, которые можно раскрасить в цвета, соответствующие вашим деталям. Можно предложить детям самим собирать такие башни и рисовать к ним схемы или наоборот. Домик-оригами тоже дает простор для фантазии. В общем, мне самой занятие очень понравилось и положительная оценка коллег очень приятна. Спасибо Вам.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Алена, я же теперь "нос задеру", гордиться начну)))
      А если серьезно, то такой отзыв от профессионала, очень приятен. Спасибо тебе.

      Удалить
  5. Людмила Владимировна, здравствуйте! Как много по теме архитектора вы нашли. С конструктором играем, есть такой. Домик оригами чудесный и игра расставь мебель понравилась. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна! Да я даже не ожидала, что эта тема окажется такой интересной! Материала насобирала много, на 2 занятия хватило и кое-что еще осталось в запасе. А вот конструктор оказался дефицитным товаром. В наших магазинах продается только крупный, а вот мелкого нет. Пришлось немножко сына ограбить))) Домик детям тоже понравился, иногда свое творчество оставляют у меня в кабинете, но не в этот раз. Кстати, на этой неделе "Вконтакте" очень часто выкладывали материалы по теме "Дом" и комнаты с мебелью как раз были.

      Удалить
  6. Какое интересное и насыщенное занятия. Профориентация, какой она должна быть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена. В начальной школе по-другому и нельзя, тем более, если занятие для особенных деток. А если бы еще для психолога место в расписании находилось, то можно было бы развернуться)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!