среда, 17 января 2018 г.

Игры с мозаикой

На улице зима, а мы с ребятами отправились погулять на цветочную поляну. Да-да, я не оговорилась. Не в зимний лес, не на каток, а именно на цветочную полянку, полюбоваться цветами. Кстати, зимнего сада в нашей школе нет, но цветы мы все-таки нашли. Помогла нам в этом самая обычная мозаика, которая есть, наверное, в каждом доме и детском саду. Кстати, эта игра очень полезна для развития сенсомоторики у детей с ОВЗ. Развивать сенсомоторику необходимо потому, что она влияет на процесс обучения. Работа с мозаикой не только способствует развитию сенсомоторных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление. 
Что-то я немного отвлеклась) Итак, наша цветочная полянка приготовила детям несколько заданий. Чтобы их выполнить, детям нужно было знать цвета, быть внимательными, наблюдательными и сообразительными.
Сначала мы рассматривали цветочки и называли, чего не хватает. В 1 задании нужно было подобрать серединку такого же цвета, как лепестки.
Во 2 задании серединки были, а вот лепестков не хватало. Но здесь серединки и лепестки должны быть разного цвета. 
В 3 задании у цветов были и серединки, и лепестки, но внимательные глазки заметили, что один лепесток в каждом цветочке отличается по цвету от других. Ловкие пальчики быстро это исправили и цветочная полянка порадовала нас своей красотой.


На этом наши игры с мозаикой не закончились. Есть у нас замечательная книжка с образцами узоров. Ребята любят ее рассматривать, а потом выкладывают понравившуюся картинку. Не всем работа по образцу дается легко. Если одни дети работают самостоятельно, то с другими нужно и цвет деталек проговорить, и их количество посчитать, и расположение на поле определить. Зато сколько радости бывает у ребенка, когда работа закончена и картинка получилась!





Кроме представленных игр, можно предложить ребенку продолжить ряд, выкладывая детальки в определенной последовательности. Эта игра способствует развитию внимания, логического мышления.

Можно попробовать выполнять ваши словесные команды (источник):

В пятом слева столбце игрового поля выложи вертикальный ряд из 5 синих деталей.
Слева от синего ряда выложи зелёный ряд. Он должен быть на одну деталь больше, чем синий.
Справа от синего ряда выложи красный ряд. Он должен быть на одну деталь меньше, чем зелёный.
Слева от зелёного ряда выложи ряд, в котором чередуются красные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь меньше, чем красный ряд.
Справа от красного ряда выложи ряд, в котором чередуются зелёные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь больше, чем крайний левый ряд.

Обычно мы используем мозаику для развития мелкой моторики, но с ее помощью можно развивать и пространственные представления. Например: "Поставь в центре поля зеленую фишку, справа от нее красную. Отсчитай от красной фишки 2 отверстия вниз и поставь синюю фишку, отсчитай от нее 3 отверстия влево и поставь белую фишку и т. д." В процессе игры спрашиваем ребенка: "Где лежит синяя фишка, красная и т. д.?" 

Подобные игры не только развивают пространственные представления, но и учат ребенка понимать и действовать согласно словесной инструкции. Необходимо только помнить, что дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей развития не способны запомнить сложную длинную инструкцию, поэтому постарайтесь формулировать их кратко, четко, понятно.

Игры с мозаикой отправляются в Детскую галерею.



9 комментариев:

  1. Людмила, мы на одной волне! Обожаю задания по словесной инструкции на ориентировку и т. д. и как хорошо подходят для этого игры с мозаикой! Спасибо!Сама сейчас использую цв. палочки для этой цели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово найти единомышленника)))
      Алена, нам без таких игр никак нельзя (у всех детей в рекомендациях ПМПК прописано развитие пространственно-временных отношений). А вообще я очень люблю включать в занятия игры на развитие слухового внимания и восприятия, например, читаю тексты с ошибками или беру детские небылицы, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат что-то неправильное, либо должны запомнить и потом назвать, что в тексте было не так. В школе много информации дети должны воспринимать на слух, вот и тренируемся) Буду только рада,если наши игры с мозаикой пригодятся и в детском саду. А можешь про ваши игры с палочками поподробнее рассказать?

      Удалить
  2. Ой, именно эта мозаика - любимая игра у моей внученьки. Так увлеченно она что-то конструирует, любит работать не по образцу, а сама, а мотом еще и рассказы сочиняет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я своим детям покупала несколько наборов, когда они были маленькими. А этот набор купила по просьбе младшего сына год или два назад (было лет 9-10) и очень рада. Мне он тоже пришелся по душе. Особенно радует, что есть очень хорошая книжка с образцами узоров. Моим подопечным трудно дается самостоятельное составление узоров, в силу особенностей развития им нужно конкретное задание и лучше, если будет опора на наглядность. Милана нас опередила в играх с мозаикой, но мы постараемся и тоже будем придумывать свои узоры и рассказы)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Дети обожают мозаику! В нашей группе несколько разных наборов мозаики и ребята каждый день выкладывают узоры, придумывают свои схемы и обязательно показывают мне и своим друзьям, родителям то, что у них получилось. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Некоторые взрослые тоже любят с мозаикой поиграть))) У меня один набор мозаики, он на фото представлен, раньше еще была мозаика в виде гвоздиков и квадратиков, но как-то она не очень нам понравилась. Может, со временем приобрету и другие наборы, но пока для индивидуальных занятий достаточно того, что есть. До составления собственных узоров мы еще не дошли, развиваем умение работать по образцу. Хотя пробуют и сами составлять, в основном цветочки получаются.

      Удалить
  4. Вот это да! Мозаика лежит без дела, а в ней, оказывается, такой потенциал!Спасибо огромное! При работе с цветом мне пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, вот и я посмотрела на детскую игрушку совершенно другими глазами. А ведь сначала была против покупки мозаики (сын-то уже школьником был), зато теперь даже благодарна настойчивости ребенка.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!