Одна из задач классного руководителя - формирование благоприятного микроклимата в классе, сплочение коллектива. Для ее решения можно использовать различные приемы: тренинги, совместные поездки, походы, экскурсии, тематические вечера, праздники, спортивные соревнования, игры, в том числе, интерактивные. Примером такой игры является игра "Шведский стол".
Наверное, у большинства из нас шведский стол ассоциируется с едой. Это способ подачи пищи, при котором множество блюд выставляются рядом, и еда разбирается по тарелкам самими гостями.
Выражение "шведский стол" появилось в обиходе благодаря рассказам русских путешественников и писателей еще в XIX веке. Традиция накрывать большой стол с закусками, горячими блюдами и десертами действительно появилась в Швеции много веков назад. Когда вместе собирались многочисленные родственники, которые съезжались со всей страны, они могли не дожидаться общего застолья и утолить голод за уже накрытым столом, а заодно и пообщаться.
Не случайно, что «шведский стол» возник именно в Швеции. Он тесно связан с общей культурой поведения, отличающей жителей этой страны, включая культуру приема пищи. Стиль поведения - сдержанный и корректный. И не громкий. Каждый посетитель ресторана накладывает то, что приглянулось ему, стараясь не мешать остальным гостям.
Со временем модель "шведского стола" была усовершенствована и упрощена, но его благородный дух сохранился. Общая атмосфера добропорядочности, царящая в обеденном зале, оказывает благотворное влияние на всех, в нем находящихся. Большое впечатление на гостей производили укоренившиеся в шведах честность и законопослушание, ставшие национальной чертой характера.
По тому, как человек ведет себя за столом, как общается с другими людьми, можно составить представление о его личностных качествах.
Именно качества личности и будут основными ингредиентами для приготовления блюд на нашем шведском столе. Кстати, знаете ли вы, что для характеристики личности в русском языке есть не менее 2000 слов? Поэтому совсем не лишним будет, если вы заранее подготовите карточки с названиями личностных качеств.
Участникам игры предлагается принять участие в подготовке Шведского стола, на котором в качестве блюд разложены различные качества личности, и в обеде за этим столом. Готовить блюда они будут небольшими группами по 3-5 человек. В каждой группе можно выбрать шеф-повара (капитана), который будет представлять готовое блюдо.
Сначала на стадии приготовления еды, каждого участника просят придумать по 5 качеств личности, которые с его точки зрения, будут интересны и полезны для них самих и для других участников (5-7 мин). Желательно не ограничиваться банальными общеупотребительными характеристиками, типа: смелый, умный, интересный и т. п., а придумать что-то оригинальное, необычное. Каждый придумывает ингредиенты из качеств личности, объясняет для чего они нужны или почему именно эти качества. Из предложенных качеств готовится блюдо и дается название.
Участников просят нарисовать блюда, на которых они будут представлены обозначенные ингредиенты – качества личности. Каждое «блюдо» изображается на отдельном листе формата А-4, форма его представления может быть разной: возможно качество личности будет изображено по аналогии с каким-то реальным блюдом, но могут быть и другие варианты его представления (15 мин). Каждый рисунок снабжается подписью – какое именно блюдо на нем изображено.
Блюдо может готовить каждый участник группы, а можно приготовить одно - общее блюдо от группы. В этом случае участники группы совместно выбирают и 5 качеств личности.
Следующая стадия – сервировка. Каждый участник демонстрирует свои рисунки, называет отраженные на них качества личности и кратко аргументирует ценность этих качеств (2-3 мин на человека). Потом все рисунки выкладываются на какую-то поверхность, которая и будет шведским столом (прикрепляются магнитами к доске)
Завершающая стадия – обед. Участникам дается несколько минут, чтобы они свободно перемещаясь вокруг стола, внимательно разглядели представленные на нем блюда и сделали свой собственный выбор. Потом каждый участник поочередно выходит к столу, демонстрирует и называет выбранные блюда, кратко объясняет, чем его привлекли именно эти качества, в чем он видит важность для себя.
Подведение итогов
Обсуждение вопросов:
Соответствуют ли названия приготовленных блюд ингредиентам?
Какие качества личности вы считаете наиболее креативными, необычными?
Каких качеств не хватило?
Какое блюдо вам понравилось больше всего и почему?
Что нужно, чтобы реально развить те качества личности, которые выбраны?
Какие выводы вы можете сделать по итогам мероприятия?
Благодаря игре “Шведский стол” у детей появится возможность задуматься о лучших личностных качествах, умении их проявлять и умении характеризовать человеческую личность.
Интересная идея для обсуждения важной темы!
ОтветитьУдалить