понедельник, 26 ноября 2018 г.

"Им уже 13?!" Материалы для родительского собрания

Одной из форм работы с родителями традиционно являются родительские собрания. Самый популярный запрос классных руководителей, когда они приглашают меня выступить на собрании, это "расскажи что-нибудь о возрастных особенностях ..." 

Вот и в 7 классе мы говорили о подростковом возрасте. Большинству семиклассников 13 лет, а в возрастной психологии именно этот период считается пиком подросткового кризиса. Самые яркие и не всегда радостные для родителей и педагогов проявления происходят чаще всего в 13 лет. Наверное, педагоги со мной согласятся, что проводить уроки у семиклассников очень и очень непросто. 

Поскольку ранее мы с родителями уже немного обсуждали особенности подросткового возраста, то в самом начале я предложила ответить на вопрос: "Кто такой подросток?"

Когда готовилась к собранию и просматривала литературу, обратила внимание на определение, которое, как мне кажется, очень точно описывает подростков: "Подросток-это ребенок, который.. . ПОДРОС и Т (еперь) О (чень) К (рут) или по крайней мере ему так кажется)))"

Затем родители разделились на группы, чтобы нарисовать портрет типичного подростка.




Наверное, вы уже обратили внимание, что нужно было не только нарисовать портрет, но и дать словесную характеристику своему подростку. Как показала практика, мнения родителей об особенностях подросткового возраста, во многом совпадают и практически все уже успели испытать на себе некоторые его "прелести".

После практической части пришла очередь теоретической. За основу выступления я взяла материалы О. Хухлаевой из книги "Школьная психологическая служба: работа с родителями". 
Знаю, что в Интернете можно найти огромное количество информации о подростковом возрасте, но может быть, и мой вариант кому-то пригодится. Обратите внимание: материал достаточно объемный, я использовала его выборочно.

"Что же такое подростковый возраст?

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

- не хотят учиться так, как могут;
- не хотят слушать никаких советов;
- не убирают за собой;
- не помогают дома по хозяйству;
- не приходят вовремя.

Встает вопрос: почему? Мы работаем, стараемся им все отдавать, покупаем разные вещи. А они НЕ…

Попробуем разобраться.
Основное содержание возрастного периода можно сравнить с вакцинацией – это время, когда подросток сам ставит себя в определенные ситуации, выполняющие функции прививки. Что происходит во время прививки? В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет. Поэтому когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже знает, как реагировать на него. Так же и в жизни. Подростки бросаются в активное узнавание различных сторон бытия, иногда даже представляющих опасность, активно пробуют себя в новых ипостасях. Они не нуждаются в советах, ведь им нужны собственные ошибки – жизненные прививки.

        Как это выглядит? Подростки пробуют курить, целоваться, обниматься, использовать ненормативную лексику, употреблять спиртные напитки. Целью является сам факт опробования, а не получение удовольствия. Так они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)?
(Родители высказываются по желанию.)

       Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить.
(Родители высказываются по желанию.)

       Другой вариант - страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так значит давать им пробовать?
(Родители высказываются по желанию.)

       Да. Но одновременно и нет. Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я , но и другие люди», «Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру». Что для этого нужно?
      (Родители высказываются по желанию.)

       Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи. Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. 
    
      В 7 классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Ребята легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины в классе, особенно на последних уроках или после контрольных работ. Подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения. 

  Настроение подростков подвержено резким перепадам. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции, агрессивным выпадам в сторону взрослого. Основным жизненным лозунгом становится: «Я так хочу!» Если подростковый кризис протекает очень остро, то в поведении могут возникнуть проявления, свойственные детям трех лет, и прежде всего стремление идти наперекор нормам поведения, даже если это происходит во вред собственным желаниям. 

       Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Они подолгу начинают общаться друг с другом по телефону или в соцсетях. При этом для них становится значимым не только статус в классе или компании, но и то, какие качества в них видят сверстники. Поэтому им особенно интересно, что о них думают, как их воспринимают.

      Но и в отношениях со сверстниками подростку тоже важно доказать свою «взрослость», повысить свой авторитет, поэтому повышается конфликтность, может произойти смена лидеров в классе, может начаться поиск изгоев и коллективное объединение против них. Отвергаемых детей изводят насмешками, кличками или открытой агрессией.

        Как правило, такие проявления кризиса свойственны подросткам из благополучных семей с наличием гиперопеки и свехконтроля. Борьба за самостоятельность, невозможная дома, переносится у таких детей в школу и осуществляется в социально неприемлемых формах.

     Семиклассники находятся сейчас на «пике» прохождения возрастного кризиса. В этот период очень многое зависит от позиции родителей: дети могут пережить кризис достаточно быстро и относительно безболезненно, а могут надолго (в некоторых случаях навсегда) застрять в этом состоянии.  
   Существуют два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый- кризис независимости. Его симптомы- строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.

       - Встречали такие симптомы у своих детей?

      Симптомы кризиса зависимости противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.

     - А такие?

     - Как вы считаете, что лучше независимость или зависимость?

     Кризис независимости - это рывок вперед, кризис зависимости- возврат назад.

       В первом случае это - «Я уже не ребенок», во втором- «Я ребенок и хочу оставаться им».

      С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант.

      Важнейшим новообразованием подросткового кризиса должно стать формирование у учащихся ответственности за свою жизнь в области учебы и общения.

      Второй ступенью к ответственности является приобретение самостоятельности.

      А первой – протестные реакции в отношении любого рода контроля за уроками, одеждой, чистотой, передвижением, свободным временем, питанием.

      Какие протестные реакции вы встречаете у своих детей? Это хорошо или плохо?

      Протестные реакции – это сигналы, которые говорят о том, что ребенок взрослеет и необходимо менять стиль взаимодействия с ним. Протестные реакции могут быть прямыми и косвенными – например, уход в болезнь.

     Если ребенок слишком долго не получает желаемой свободы, он формирует защитные сценарии поведения, например, начинает играть не свойственные ему раньше роли:

«Нехочуха». Подросток, находящийся в этой роли, часто произносит слова: «Не хочу, не буду, а почему Я?»

«Развлекатель». В этом случае присутствует стремление привлечь внимание любыми способами:  кривлянием, громким смехом, словами, не принятыми в обществе, но вызывающими смех у товарищей.

«Копающийся-сомневающийся». Это подросток с выраженной неуверенностью в себе.

       Во все роли + интерес к сексу и стремление отвоевать территорию при помощи кулаков.

      Сейчас из предложенного списка выберите себе любую роль. Закройте глаза и представьте себя в этой роли дома, на работе. Легко ли вам? Поделитесь своими чувствами?

       А сейчас выберите подходящую роль для своего ребенка. Представьте его будущее?

   Давайте подумаем над тем, как помочь подросткам выйти из роли и сделать шаги к самостоятельности и ответственной позиции. Чтение нотаций в этом возрасте является недопустимым. Необходимо делать следующее: 

- работать с собственной тревогой из-за возможной потери контроля над ребенком;
- ограничивать рамки и степень контроля (не проверять уроки, обсуждать рациональность их выполнения);
- предоставлять подростку право на аргументацию собственной позиции, право выбора;
- переходить от запрещения к убеждению, обосновывать необходимость каких-либо действий, а не декларировать их;
- обсуждать, проговаривать идеальный образ, к которому стремятся подросток и родители, как уже реальный, то есть осуществлять позитивное программирование подростка, демонстрировать собственную веру в успешность его развития;
- предоставлять подростку право на одиночество;
- предоставить подростку возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи, например, составить договор о правах и обязанностях ребенка.

И тогда многие «НЕ», с которых мы начали разговор, постепенно будут уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что из взрослой позиции пожалеет маму."

4 комментария:

  1. Людмила Владимировна, всегда с удовольствием читаю все, что касается советов родителям в воспитании детей. Сегодня разговор о подростках, спасибо. Отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, а я ведь тоже пользовалась подборкой материалов на сайте вашей школы. У вас собрана очень хорошая информация. Спасибо Вам за интерес к моей работе и отдельное спасибо за ссылку на мой материал. Надеюсь, что информация будет полезна и педагогам, и родителям.

      Удалить
  2. Людмила Владимировна, спасибо за материал, интересно! Очень понравилась расшифровка слова Подросток - просто круто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Геннадьевна, вот и я сразу зацепилась за это определение. На мой взгляд, очень точное описание.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!