среда, 29 августа 2018 г.

Об адаптации поговорим...

До начала учебного года осталось несколько дней. Готовятся к нему и педагоги, и родители, и ученики. С особым волнением ждут начала учебы родители первоклассников. У кого-то в школу идет первый ребенок, а у кого-то третий или даже пятый, но долгожданное событие не становится от этого менее значимым. И всех родителей волнует один и тот же вопрос: "Как мой ребенок привыкнет к школе?" Конечно, вопросов может быть и больше, но все их можно объединить одной темой. Наверное, вы уже догадались, что я имею в виду адаптацию первоклассников в школе. 
Каждый год в начальной школе я оформляю тематический стенд с информацией для родителей первоклассников. Хочется, чтобы информация была полезной, доступной для понимания, интересной. Поделюсь некоторыми материалами, которые могут быть полезными и коллегам-психологам, и педагогам. Можно их использовать на родительских собраниях, разместить в родительском уголке, распечатать в виде памяток или буклетов и т. д. 




На сайте Педсовет нашла очень интересный материал для родителей. Мне он приглянулся необычной, игровой формой рекомендаций по облегчению трудностей адаптационного периода.

«Рюкзачок» для пап и мам

Ученик не успевает за темпом работы в классе? Новая «ручка-всёуспевайка», полученная в подарок от вас, психологически поможет ему в этом. А дома при выполнении заданий можно использовать песочные часы (на 1 или 5 минут). Они наглядно покажут ребенку, как бежит время. И, чтобы все успеть, не нужно терять драгоценных минут.

Школьнику, который часто теряет свои письменные принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры и т. д.) подарите «карандаш-непотеряш» - красивый большой карандаш, можно на веревочке. Его ребенок оставит в школьном уголке дома. А вечером этот самый главный карандаш «проверит», все ли его войско вернулось домой. Ребенок постепенно приучится смотреть за своими вещами.
Отправляя маленького озорника в школу, «насыпьте» ему в карман несколько горстей послушания, попросите мысленно надеть «шапку-всёуслышку и всёвидимку». А вечером, «снимая» волшебную шапку, спросите, что нового она увидела и услышала. Расскажет за нее, конечно, ваш ученик. Возможно, не все дети сразу научатся обращаться с такими волшебными предметами. Тут нужен пример родителей. Сами как-нибудь утром, уходя на работу, перед ребенком «наденьте» эту необыкновенную шапку. Вечером, «снимая» ее, расскажите по порядку о событиях прошедшего дня. Малыш с восторгом будет слушать вас. А завтра и сам будет более внимательным в школе. Подобные игры учат ребенка контролировать цепь событий, тренируют память, связную речь и умение составить план высказывания. Каждая семья сама решит, как часто нужно играть в эту игру, чтобы ребенок не утратил к ней интереса.

Многим педагогам, наверное, знаком «пакет-кричалка». Когда очень хочется выплеснуть энергию, ребенок может взять пакет, который всегда висит в одном и том же месте и немного покричать в него (крик можно заменить громкой скороговоркой или песней). Однако стоит объяснить малышу, что это не баловство, а средство тренировки его силы воли: выплеснув лишний крик, он будет разговаривать спокойным тоном.

Из бумаги можно смастерить так называемые «Кулёчки Знаний» (склеить конус, нарисовать глазки, рот и нос, прическу, украсить игрушку на свое усмотрение). «Если ты внимателен, ты многое услышишь и запомнишь, - говорите вы. – А чтобы тебе было легче и интереснее, рядом с тобой будет этот симпатичный Кулёчек Знаний…» Первоклассник, который еще живет в мире сюжетно-ролевой игры, обычно с удовольствием принимает эту игру. Когда он особенно постарается, на его столе может появиться даже не один, а несколько Кулёчков Знаний.

Если ребенку трудно запомнить правила этикета, без которых никак не обойтись в общетвенных местах, выделите ему дома «Кресло Вежливости». Сидя в нем, малыш будет слушать ваши объяснения и как бы впитывать в себя правила поведения.

Маленькому хвастунишке о скромности напомнят «Бусы Скромности», которые можно смастерить вместе с ребенком из рябины, желудей или других природных материалов. Нанизывая бусинки, побеседуйте о красоте природы, к которой нужно бережно относиться.



Если у ребенка неаккуратные тетради, подберите момент и вложите в нее просьбу тетради – красочно оформленное письмо, в котором тетрадь от своего имени просит его быть более аккуратным и старательным.

Универсального рецепта общения родителей с ребенком-школьником нет. Оптимальную систему воспитания и развития малыша семья вырабатывает сама. Только обязательно помните, что вещи, кажущиеся нам очевидными, для ребенка нелегкий труд.

Помните, у первоклассника еще недостаточно развиты внимание, память, сила воли. Помогайте ему преодолевать трудности. Вспомните, как вам не нравились нравоучительные беседы, когда вы сами были детьми. Поэтому находите более веселые пути взаимодействия с ребенком. Это будет гораздо эффективнее скучных нотаций. Если малыш очень торопится при выполнении заданий в тетради, предложите ему перед работой надеть воображаемые «сапоги-тихоходы», если он, наоборот, медлителен – сказочные  «сапоги-скороходы».Заодно вспомните сказки, в которых герою помогали волшебные предметы. Подведите ребенка к мысли, что еще более волшебными их сделают его старание и удовольствие от выполненной работы.

Загляну в Детскую галерею.



5 комментариев:

  1. Людмила, мой Ваня - яркий пример живчика еще какого... Трудно? Не то слово! Учитель особенностей ребенка вообще не понимает - дневник красный от корки до корки и ни одного поощрения (вообще нет в дневнике ничего кроме замечаний ни у кого в классе). Учитель видит проблему дисциплины на уроке (точнее ее отсутствия в классе в целом) лишь... воспитанием в семье. Я и другие мамы подобных детей просто плохо воспитывают детей. Вот так. Мне грустно... Думала школу менять - поживем одну четверть, а там посмотрим...Учитель первый раз ведет первый класс (Уже второй класс) до этого была директором библиотеки, учителем ИЗО, информатики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, Алена, печально, что сложилась такая ситуация. Конечно, учителю приходится нелегко, когда в классе несколько очень шустрых, активных деток. Но ведь можно придумать для них какие-то дополнительные задания, чем-то их занять. Проще всего обвинить родителей в плохом воспитании детей, чем разрешить как-то возникшие проблемы. Возможно, дело в том, что ваш учитель тоже проходит адаптацию, как и дети. А процесс этот, как ты знаешь, очень непростой. В 1 классе учителю очень и очень трудно. Может быть, со временем наберется опыта и ситуация изменится к лучшему.
      Алена, а Ваня не потерял после всего этого интерес к учебе, не отказывается ходить в школу? Иногда, действительно, лучше поменять школу или хотя бы класс, чтобы сохранить здоровье ребенка и собственные нервы.

      Удалить
    2. Людмила, в школу идет ,не говорит, что не пойду. Он у меня такой: если попадет на необитаемый остров, то сам спасется и других спасет, организует. Дети проверяли учителя, взяли власть в свои руки, а он ее отдал. В таких ситуациях главное и самое трудное - соблюдать терпение родителям, ведь такие дети получают много негатива со стороны и еще его получить дома - вот тут-то уж совсем им тяжко будет. Хорошо, что Ваня не глупый парень, а процессы торможения должны прийти в норму к концу началки. Ждем... Дома-то у меня с ним вообще нет проблем - все границы выстроены.

      Удалить
  2. Спасибо за публикацию и советы, Людмила Владимировна.
    Как приятно в дружном коллективе
    Снова начинать учебный год.
    Пусть же он пройдет на позитиве,
    Впечатлений много принесет.

    Дорогие, милые коллеги,
    Бодрости, здоровья вам и сил,
    Творческого духа, настроения.
    Труд учителей неоценим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо Вам за поздравление. Силы в этом учебном году очень потребуются. Наш коллектив стал меньше на 5 человек, и в результате у некоторых учителей нагрузка такая, что в расписание не помещаются(((

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!