"Помогите! Мой ребёнок не хочет ходить в школу! Его там обзывают и дразнят! Сделайте что-нибудь!" Когда ко мне обращаются с таким запросом, честно говоря, немного теряюсь. Что сделать, чтобы ребенка перестали обзывать? Говорить с обидчиками, с обиженным, с классным руководителем, с родителями обидчиков, в классе какие-то занятия проводить? А мамочка хочет немедленных результатов. Чтобы завтра её Сережа, Вова или Маша пришли в школу и их никто не обзывал. Но, к сожалению, такого не бывает. И нет у меня ни волшебной палочки, ни цветика-семицветика (о чем иногда жалею :))
Работать с таким запросом сложно, информации мало (нет, советов в Интернете полно, а вот как оказать психологическую помощь - нет). В конце концов, перечитав множество литературы и облазив Интернет, я взяла на вооружение книги Л. Петрановской "Что делать, если..." и "Жизненные навыки. Уроки психологии. 2 класс"(автор вылетел из головы, извините). На основе этих книг разработала памятки-рекомендации для детей и родителей. В "Жизненных навыках" есть разработки занятий, посвященные как раз дразнилкам, обзывалкам. А так как обзывалки - это все-таки вербальная агрессия, то можно поработать и в этом направлении. Конечно, работаю и с классным руководителем, и с ребятами. Иногда выясняется, что обиженный-то ребенок и сам ого-го как обзывается, да еще и зачинщиком может оказаться. Но может быть и тихий скромный ребенок, который не может дать отпор обидчикам. В любом случае, сначала я выясняю, а действительно ли ребенка обзывают, потом устанавливаем причины вместе с ребятами (иногда бывает достаточно провести 1-2 занятия в классе, иногда несколько коррекционных занятий с пострадавшим ребенком). На коррекционных занятиях мы работаем над повышением уверенности в себе, рассматриваем способы реагирования на дразнилки, рисуем, проигрываем некоторые ситуации. Использую и тесты на самооценку, тревожность, хороши проективные тесты.
Надеюсь, что не слишком вас утомила, уважаемые читатели. Если эта тема вас не интересует, то можно дальше не читать, а если актуальна, то предлагаю некоторые рекомендации, которые можно использовать.
Ребенок-изгой
в классе (советы учителям и родителям
Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового
возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у
первоклашек - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с
одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок
ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается
лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо
выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно
уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла
отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного
труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как
маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его
отношение к одноклассникам. Ваша задача - просто подать правильный сигнал.
Если в классе есть ребенок, рядом с
которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе
следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для
этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное
решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность
и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое.
Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший
и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных
«нормальных» детей где-нибудь в темном углу.
Многие педагоги, застав детей
дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест
слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет
о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он
вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще
больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже
в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так,
чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у
жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет
драться уже не на жизнь, а на смерть - ведь поймет, что рассчитывать может
только на себя.
Если травля в классе уже началась,
прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о
жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете
очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно
кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и
вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно,
чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать
меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в
классном коллективе.
Поговорите с ребенком, выступающим в
роли жертвы. Во-первых,
объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены,
что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть
справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово,
что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых,
подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают
удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта,
которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает,
они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и
технично, к ней перестают приставать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!