Что
чаще всего вспоминается нам из школьной жизни? Увлекательные уроки любимых
учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки — заслуженные и незаслуженные,
четвертные и текущие, в тетрадках и в классном журнале. Чаще всего наиболее значимым становится не сама отметка, а отношение к ней
ребенка и его родителей.
Обычно
дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого
себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка трансформируется ребенком в
представление: «я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и
неверия в собственные силы.
Отметка
всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают
сильную реакцию не только у детей, но и у мам и пап, бабушек и дедушек.
Для
многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы
вопросом: «Ну как? Что ты сегодня получил?» — родители порой не задумываются,
насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я
нехороший, потому что плохо читаю». Такая тенденция может закрепиться, если
родителей огорчают его неудачи.
Одна из особенностей
российского менталитета заключается в том, что на протяжении многих лет у нас
было принято воспитывать детей на критике. Успело вырасти не одно поколение,
для которого обучающая роль ошибки свелась к минимуму. Психолого-педагогические исследования последних лет
подтверждают, что одной из основных причин школьной тревожности в настоящее
время является боязнь сделать ошибку. Это связано с тем, что в педагогической
практике ошибка расценивалась как нечто, заслуживающее наказания, а не как
неотъемлемая часть любой новой деятельности.
В
психологической программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая
роль. Ошибка — не повод
для огорчения, она дает опыт, побуждает к самоизменению.
Программа
предполагает несколько обучающих блоков. Один из них — работа с родителями в
форме дискуссионных круглых столов, второй — серия групповых занятий для
второклассников «Отметки приходят в гости». Третьим блоком является
индивидуальная работа с теми детьми, для которых высокая тревожность, страх
ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой.
Для
достижения профилактических целей на занятиях используются совершенно разные
методы — арт-терапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и специально
организованные дискуссии. Особый интерес вызывают у ребят авторские сказки,
которые психолог читает и обсуждает вместе с ребятами.
Цели
программы:
•
развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок;
•
формирование позитивного образа «Я».
История 1. Познакомьтесь, я - Пятерка!
"Если выучил урок, я к тебе в дневник "Прыг-скок".
Первой отметкой, которая пришла к ребятам в гости, была Пятерка. Ее роль исполнял учитель. Пятерка - любимая отметка не только учеников, но и их родителей. Именно ее они хотят видеть в дневниках и тетрадках. Пятерка - это успех. А вместе с успехом приходят гордость и хвастовство.
В групповой работе ребята выяснили, что пятерка не делает человека лучше, не добавляет ему друзей, а отсутствие пятерок не означает, что он плохой и с ним нельзя дружить.
Сказка об учениках лесной школы помогла ребятам понять, что если ты получил "5", а твои друзья "3" или "4", то нельзя над ними смеяться и дразнить, т.к. они могут обидеться и не захотят с тобой дружить.
Все вместе мы искали ответ на вопрос: "Можно ли гордиться своими пятерками?" и пришли к выводу, что гордиться пятерками можно, но только честными, заслуженными, если ты потрудился, приложил усилия. И даже в этом случае не стоит хвастаться и смеяться над другими.
А в конце занятия все ребята нарисовали рисунки про пятерку и устроили выставку.
2 "в" класс
"Если выучил урок, я к тебе в дневник "Прыг-скок".
Первой отметкой, которая пришла к ребятам в гости, была Пятерка. Ее роль исполнял учитель. Пятерка - любимая отметка не только учеников, но и их родителей. Именно ее они хотят видеть в дневниках и тетрадках. Пятерка - это успех. А вместе с успехом приходят гордость и хвастовство.
В групповой работе ребята выяснили, что пятерка не делает человека лучше, не добавляет ему друзей, а отсутствие пятерок не означает, что он плохой и с ним нельзя дружить.
Сказка об учениках лесной школы помогла ребятам понять, что если ты получил "5", а твои друзья "3" или "4", то нельзя над ними смеяться и дразнить, т.к. они могут обидеться и не захотят с тобой дружить.
Все вместе мы искали ответ на вопрос: "Можно ли гордиться своими пятерками?" и пришли к выводу, что гордиться пятерками можно, но только честными, заслуженными, если ты потрудился, приложил усилия. И даже в этом случае не стоит хвастаться и смеяться над другими.
А в конце занятия все ребята нарисовали рисунки про пятерку и устроили выставку.
2 "в" класс
2 "а" класс
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!