воскресенье, 3 декабря 2017 г.

Зарядка для пальчиков. Игры и упражнения

Здравствуйте, уважаемые читатели! Чем вы занимаетесь в выходные дни? Отдыхаете, наверное. А я пишу конспекты индивидуальных занятий и время от времени заглядываю в свои записные книжки. За долгие годы книжек-тетрадок немало скопилось, а уж сколько в них ценной информации по крупицам собранной! Вот сейчас мне потребовались игры для пальчиков. Такие разминки я включаю в каждое занятие с детишками с ОВЗ. Одни и те же игры, какими бы хорошими и полезными они не были, надоедают детям. Поэтому приходится все время быть в поиске чего-то новенького, интересного и тратится на это немало драгоценного времени. Вот я и решила поделиться тем, что есть у меня. Может, кому-то пригодится. Некоторые игры и упражнения подойдут для тематических занятий. 

Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

2) Свободное постукивание пальцами по парте одновременно и поочередно.

3) Отведение и приведение пальцев.

4) Упражнение «Автобус».
Колеса автобуса крутятся, крутятся,
Крутятся.
Колеса автобуса крутятся
Весь день-деньской.
(Руки сожмите в кулачки и вращайте их в лучезапястных суставах.)

5)Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают происходящее в ней с помощью движений рук.
"Лесная история"
– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.
(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)
– Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.
(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)
– Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.
(Дети имитируют движения лисьего хвоста, покачивая кистью руки то в одну, то в другую сторону.)
– Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.
(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)

6) "Где же наши руки?"
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки?
(Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук!
(Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки,
(Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки.
(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)

7) Руки перед грудью на столе, согнуты в локтях.
Наши пальчики проснулись,
(Руки вверх, локти на столе, пальцы развести в стороны.)
С добрым утром!
(Рукопожатие.)
Потянулись, потянулись,
Потянулись.
(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться,
(Намыливание.)
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку.
(Пальцы рук переплетаем, вращательные движения кистями вперед, назад, взмахи кистями рук.)

8) В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк", повороты головой направо-налево)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе). 
Дети повторяют за учителем слова и движения.

9) "Вышли мышки как-то раз"
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
(Дети при помощи пальцев изображают, как входят мыши.)
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
(Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони. Остальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».)
Тут раздался страшный звон.
(Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)
Разбегайтесь, мышки, вон!
(Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.)

10) Игра «Рожки да ножки».
«Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем; указательный и мизинец вытянуты.
«Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим.
Одна рука показывает «рожки», другая – «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями. (Сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.)
Проводила эту игру и с маленькими детьми, и со старшеклассниками, и даже с родителями. Она всегда вносит оживление и дарит массу положительных эмоций. С первого раза практически ни у кого не получается, зато потом сами начинают просить: "Давайте "Рожки да ножки" будем делать!"

11) «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)

12) "Я в ладоши хлопаю"

Я в ладоши хлопаю
(Хлопки в ладоши.)
И ногами топаю.
(Потопать ногами.)
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
(Потереть ладонь о ладонь.)
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки.
(Ладонью погладить предплечье
и плечо противоположной руки.)
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
(Погладить голень и бедро ладонями обеих рук.)
Вы погладьте ножки,
Чтоб бежали по дорожке.
(Постучать носками по полу.)

13) "Вот помощники мои"

Вот помощники мои.
(Показать пальцы.)
Их как хочешь поверни.
(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу.)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Пальцами провести по другой руке.)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)
Скачет резвый табунок.
(Повторить с другой руки.)

14) "Домик"
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

15)  "Разотру ладошки"
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

16) Палец толстый и большой 
в сад за сливами пошёл. (поднять большой пальчик и пошевелить им)
Указательный с порога 
указал ему дорогу. (указательным пальцем показать дорогу)
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки. (делать щелчки большим и средним пальцами)
Безымянный поедает, (поднести безымянный палец ко рту)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (постучать мизинцем по столу)

17) Сказка
- Послушайте сказку. Поставьте руки на локти на стол. Слушайте внимательно и выполняйте движения вместе со мной. 
Жили-были пальчики. Ночью они крепко спали (руки в кулачки). Наступило утро. Вышло солнышко. Пальчики проснулись (открыли ладошки), потянулись (пальцы расправить максимально и напрячь). Стали делать зарядку. Наклонились – выпрямились (сгибаем пальцы под углом 90), присели – встали (согнуть пальцы к ладони – разогнуть). Встряхнулись (встряхнуть пальцы), оглянулись (повертеть кистью). Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться.
Продолжить можно упражнением "Пальчики здороваются".

18)  "Кулачки"
(Дети крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.)
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Кулачки упали.
Пальчики разжали.

19) «Крючки».
И.П. – руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
Кулаки разжать, мизинцы как можно сильнее потянуть.
Кисти рук встряхнуть.

20) «Слоник».
И.П. – правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
«Слоник» двигается вперед.

21) «Птички» (расслабление мышц рук)

Две синички прилетели,
(машем кистями рук, изображая крылья.)
На ладошки дружно сели,
(показываем ладошки.)
Стали семечки клевать
И тихонько напевать.
(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)
Мы погладим нежно птичек
(гладим ручки с обеих сторон).
И отпустим невеличек.
(Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.)

Самомассаж пальцев рук.

Растереть ладони.
Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положив ее на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке.
Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье; вверх по тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.
Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его (2–3 скручивающих движения – «крапивка»).
Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же, как и предплечье (6–8 раз).
Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки.
Встряхивающими движениями расслабить левую руку.
Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.
Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя правую руку.

Многие игры я уже использовала на занятиях. Но пока еще не пробовали рассказывать стихи руками. Мне кажется, что мои подопечные еще не готовы к этому. Поживем - увидим, может, и получится.


Поделюсь с читателями Детской галереи.



10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Отличная подборка пальчиковых игр! Очень ценная у Вас копилочка! Спасибо! Обязательно буду использовать в работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Да уж, приличная копилочка собралась) Буду только рада, если все это накопленное богатство окажется нужным не только мне.

      Удалить
  2. Спасибо, Людмила Владимировна. Не все стихи-игры мне знакомы. Беру в свою копилку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, таких игр огромное количество, немудрено, что некоторые нам незнакомы. Надеюсь, Миланочке, новые пальчиковые игры понравятся.

      Удалить
  3. Спасибо! Добавила в картотеку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, пожалуйста) У тебя, наверное, и своя коллекция игр немаленькая.

      Удалить
  4. И моя картотека пополнилась пальчиковыми играми. Спасибо. Много полезностей у вас нахожу и беру на вооружение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Геннадиевна, я тоже много интересного у вас и у других девочек беру для работы. Но нельзя все время только брать, надо и самой поделиться с коллегами)

      Удалить
  5. Какая большая картотека, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, она еще и пополняется время от времени. Не могу удержаться, когда какое-нибудь упражнение или игра "цепляет" - сразу тащу ее к себе, а то в следующий раз могу и не найти)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!